Программа развития
государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области
"Ярославская школа-интернат № 8"
на 2014 – 2019 годы
Содержание
Паспорт Программы развития школы |
|
|
|
Введение. Актуальность программы |
|
|
Информационная карта образовательного учреждения. |
|
|
Анализ образовательной ситуации в учреждении и внешней среды. |
|
|
Миссия школы. Модели выпускника. |
|
|
План действий. Механизм реализации программы. |
|
|
Ожидаемые результаты. |
|
Паспорт Программы развития
государственного образовательного учреждения Ярославской области специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8
Программа развития школы-интерната представляет собой нормативно-управленческий документ, содержащий анализ данных об образовательных результатах и причинах, которые влияют на их достижение, и возможных путях их улучшения.
Школа-интернат обеспечивает единство учебно-воспитательного процесса, лечебно-профилактической работы и реабилитационных мероприятий, направленных на развитие компенсаторных возможностей детей с особыми образовательными потребностями.
Полное наименование программы |
Программа развития «Образование для всех и для каждого». Государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 8 на 2014 – 2019 годы. |
Основания для разработки программы |
|
Период и этапы реализации программы |
1 этап – январь-август 2014 года: разработка текста программы, ее общественное обсуждение и экспертиза, обсуждение окончательного варианта программы. Подготовка ресурсов, необходимых для выполнения основного этапа программы. 2 этап – сентябрь 2014-2016 года: выполнение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития образовательного учреждения. 3 этап – 2016-2017 учебный год: промежуточный анализ результатов работы по основным направлениям Программы; совершенствование системы взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса. 4 этап – 2018-2019 учебный год: подведение итогов и анализ результатов реализации Программы, тиражирование инновационного опыта, разработка новой Программы развития. |
Цель программы |
Разработка и реализация эффективной образовательной и воспитательной модели, обеспечивающей создание единой коррекционно-развивающей среды, способствующей социальной и профессиональной адаптации детей с ОВЗ, решение проблемы социальной интеграции воспитанников в современное общество; успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем мире. |
Основные задачи, мероприятия программы |
|
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы |
|
Разработчики программы
|
Директор школы-интерната Саватеева А.Л., заместитель директора по учебной работе Быкова М.Н., педагог-психолог Тишинова Е.А., педагогический коллектив ГОУ ЯО СКОШИ №8. |
ФИО, должность, тел. руководителя программы
|
Саватеева Анна Львовна, директор ГОУ ЯО СКОШИ № 8 города Ярославля, тел.55-04-83,55-14-33 (факс) (04852) 55-04-83. |
Сайт образовательного учреждения, электронная почта
|
e-mail: yarschi082@yandex.ru, cайт: https://int82.edu.yar.ru
|
Постановление об утверждении программы
|
Решение педагогического совета от 28 марта 2014 года
|
Система организации контроля за выполнением программы
|
Внутренний мониторинг, доклады о результатах работы на педсоветах, ежегодные публичные отчеты, опубликованные на сайте образовательного учреждения. |
Источники финансирования программы |
Бюджетное и внебюджетное финансирование. |
1. Введение. Актуальность программы
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, является приоритетной задачей общества и образования в целом. Развитие и воспитание личности ребенка становится главной задачей образовательного процесса. Воспитание органично включается в образовательный процесс, где проговариваются основные его результаты: развитие культуры личностной, социальной, семейной.
Сегодня родители предъявляют школе заказ на полноценное качественное образование детей в соответствии с их возможностями, интересами и склонностями, которое предоставит им возможность успешного самоопределения в социуме. При этом многим учащимся необходима психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка.
В данных условиях актуальным и необходимым содержанием работы педагогического коллектива является разработка и реализация эффективной образовательной модели, обеспечивающей формирование личностных и социальных ключевых компетенций учащихся.
В качестве важнейшего результата образования такая модель предполагает социальную и профессиональную адаптацию выпускников с ограниченными возможностями здоровья, интеграцию воспитанников в современное общество, умение выпускника школы выстраивать свой жизненный проект согласно социальной и гражданской ответственности.
Предложенная программа «Образование для всех и для каждого» раскрывает стратегию развития, инновационную деятельность образовательного учреждения и представляет собой:
- Долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы;
- Доктринальный документ, характеризующий основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся, особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса;
- Особый вид проекта, включающий инновационные преобразования учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, инструментарий, критерии.
Стратегические направления Программы развития отвечают целевым установкам национальной образовательной инициативы. Сформированы с учетом основных тенденций и потребностей развития системы образования в условиях становления новой культуры образования, рассматриваемой в качестве инновационного потенциала общества.
Стратегия опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования, образования и положения: Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Посланий Президента Федеральному собранию, Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271, Плана действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р, Проекта Федерального Государственного Образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, устава школы
2. Информационная карта образовательного учреждения
(на 01.04.2014 г.)
1. Информационная справка о школе.
- Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8.
- Фактический адрес школы: 150042 г. Ярославль, ул. Урицкого, д.27а,
- Год основания: 1 сентября 1988 г. С 01.09.2013 г. в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области № 527-п от 14.05.2013 г. учреждение передано в собственность субъекта Ярославской области, изменилось наименование.
- Директор: Саватеева Анна Львовна
- Данные о лицензировании.
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 331/13 от 11 октября 2013 г.
– Лицензия на осуществление медицинской деятельности ФС-76-01-0005628 от 10 декабря 2012 г.
- Контактные телефоны: директор школы-интерната 55-04-83, заместитель директора по учебной работе 54-84-63, главный бухгалтер 51-34-22
- Электронный адрес E-mail: yarschi082@yandex.ru, cайт: https://int82.edu.yar.ru
2. Управление ОУ.
- Сведения об административном составе ОУ
№ |
Должность |
Направление |
Ф.И.О. |
Образование |
Стаж |
Категория |
||
общий |
адм. |
пед. |
фдм. |
|||||
|
Директор |
Саватеева Анна Львовна |
высшее |
21 |
13 |
высшая |
высшая |
|
|
Заместитель директора |
учебное |
Быкова Марина Николаевна |
высшее |
21 |
8 |
первая |
первая |
|
Заместитель директора |
воспитательное |
Гордеева Ирина Васильевна |
высшее |
30 |
5 |
высшая |
первая |
|
Заместитель директора |
учебное |
Габайдулина Алла Равильевна |
высшее |
34 |
11 |
- |
- |
|
Заместитель директора |
административно-хозяйственное |
Межевич Александр Николаевич |
высшее |
41 |
10 |
- |
- |
|
Главный бухгалтер |
финансовое |
Павличенко Лариса Анатольевна |
высшее |
24 |
14 |
- |
- |
- Органы самоуправления: педагогический совет, собрание трудового коллектива, попечительский совет, родительский комитет.
- Характеристика контингента обучающихся.
В школе-интернате обучаются: 206 детей, из них
- с диагнозом «умственная отсталость легкая» - 138 чел.
- с диагнозом «умственная отсталость умеренная» - 65 чел.
- с диагнозом «умственная отсталость тяжелая» – 3 чел.
- обучаются на дому по индивидуальным учебным планам – 19 чел.
- находятся под опекой – 21 чел.
- воспитываются приёмными родителями – 3 чел.
- воспитываются в многодетных семьях – 29 чел.
- имеют инвалидность – 83 чел.
- мальчиков – 147 чел.
- девочек - 59 чел.
В школе-интернате – 19 классов, из них начальное звено – 8 классов (1, 2, 2и, 3а, 3б, 3и, 4, 4и классы), среднее звено – 9 классов (5, 5и, 6а, 6б, 7, 8, 8и, 9а, 9б классы), старшее звено – 2 класса (10, 10и классы).
Количество обучающихся
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
||||
Кол-во классов |
Кол-во уч-ся |
Кол-во классов |
Кол-во уч-ся |
Кол-во классов |
Кол-во уч-ся |
|
Начальная школа |
8 |
93 |
9 |
95 |
8 |
85 |
Основная школа |
8 |
85 |
9 |
95 |
9 |
102 |
Старшая школа |
2 |
22 |
1 |
10 |
2 |
19 |
ВСЕГО: |
18 |
200 |
19 |
200 |
19 |
206 |
Структура классов
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Итого |
Кол-во классов в параллели |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
- |
19 |
Кол-во классов для обуч-ся с диагнозом F-71 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
6 |
Кол-во обуч-ся с диагнозом F-71 |
1 |
9 |
9 |
8 |
8 |
2 |
6 |
10 |
1 |
11 |
65 |
|
Кол-во обуч-ся с диагнозом F-72 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
Кол-во обуч-ся с диагнозом F-71, обучающихся в классах для детей с диагнозом F-70 |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
6 |
3 |
1 |
1 |
- |
14 |
- Данные о состоянии здоровья обучающихся
- динамика физического развития обучающихся за последние 3 года
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
|
нормальное |
94 чел. |
88 чел. |
135 чел. |
с деф. массы тела |
19 чел. |
11 чел. |
9 чел. |
с избытком массы тела/ожирение |
34/31 чел. |
7/32 чел. |
7/29 чел. |
низкий рост |
17 чел. |
25 чел. |
18 чел. |
высокий рост |
2 чел. |
5 чел. |
2 чел. |
- уровень здоровья: удельный вес детей III и IV групп здоровья в общей численности обучающихся
Группы здоровья |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
III |
130 чел. |
122 чел. |
124 чел. |
IV |
70 чел. |
78 чел. |
82 чел. |
- динамика текущей и хронической заболеваемости за 3 года:
хроническая заболеваемость:
Патология ЖКТ % |
Патология зрения % |
Патология КМС % |
Патология МВС % |
Патология НС % |
Патология ЛОР % |
|
2011-2012 г. |
20,5 |
47 |
56 |
10 |
40 |
49 |
2012-2013 г. |
20 |
48 |
60 |
17 |
30 |
50 |
2013-2014г.. |
29 |
53 |
69 |
21 |
49 |
47 |
острая заболеваемость (кол-во случаев):
общая |
ОРВИ |
бронхиты |
пневмонии |
гаймориты |
отиты |
инф.заб. |
травмы |
прочие |
|
2011-2012 |
433 |
339 |
15 |
2 |
8 |
10 |
12 |
25 |
24 |
2012-2013 |
346 |
289 |
9 |
1 |
8 |
7 |
12 |
12 |
19 |
2013-2014 |
381 |
330 |
3 |
2 |
8 |
6 |
3 |
10 |
29 |
Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса
предмет «Профессионально-трудовое обучение» (профили: швейное дело, обувное дело)
Учебный год |
2011-2012 |
2012-2013 |
||||||
Кол-во учащихся, допущенных к экзаменам |
11 |
15 |
||||||
отметки |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
2 |
результат |
27% |
64% |
9% |
- |
33% |
60% |
7% |
- |
Результаты квалификационных экзаменов в 9 классе
(профили: швейное дело, обувное дело)
Учебный год |
2011-2012 |
2012-2013 |
|
Допущены к квалификационным экзаменам |
7чел- 64% |
9чел-60% |
|
Квалификационный разряд |
I |
2(28%) |
3(33%) |
II |
5(71%) |
5(55%) |
|
III |
- |
1(11%) |
|
Разряд не присвоен |
- |
- |
Поступление в учебные заведения, трудоустройство выпускников
по окончании 9 классов:
Год окончания 9 кл. |
Кол-во выпускников |
После окончания школы |
||||
Продолжили обуч. в 10 кл. |
Продолжили обуч. в ПУ, вечер. Школе |
Трудоустроились после оконч. Школы |
Не трудоустроены |
В т.ч. не трудоустр. Имеют инвалидность |
||
2009-2010 |
13 |
8 (62%) |
2 (15%) |
- |
3 (23%) |
2 (15%) |
2010-2011 |
19 |
10 (53%) |
7 (37%) |
- |
2 (11%) |
1 (5%) |
2011-2012 |
16 |
- |
12 (75%) |
- |
4 (25%) |
3 (19%) |
2012-2013 |
18 |
11(65%) |
4(24%) |
- |
3(11%) |
2(12%) |
Результаты квалификационных экзаменов в 11 классе
Учебный год |
2011-2012 |
2012-2013 |
|
Допущены к квалификационным экзаменам |
11чел(100%) |
10(100%) |
|
Квалификационный разряд |
I |
36% |
- |
II |
18% |
10% |
|
III |
27% |
80% |
|
|
IV |
18% |
10% |
Разряд не присвоен |
- |
- |
Поступление в учебные заведения, трудоустройство выпускников
по окончании 11 классов:
Год окончания 11 кл. |
Кол-во выпускников |
После окончания школы |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
Продолжили обучение в ПУ, вечерней школе |
Трудоустроились после окончания школы |
Не трудоустроены |
В т.ч. не трудоустроены имеют инвалидность |
|||
2009-2010 |
6 |
6(100%) |
- |
- |
- |
|
2010-2011 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2011-2012 |
11 |
8 (72%) |
2 (18%) |
1(9%) |
4 (36%) |
|
2012- 2013 |
10 |
2 (20%) |
7(70%) |
1(10%) |
- |
Успеваемость учащихся
2011-2012 |
2012-2013 |
|||
Всего Уч-ся |
На «4», «5» |
Всего Уч-ся |
На «4», «5» |
|
Начальная школа |
93 |
25-27% |
96 |
32-43% |
Основная школа |
85 |
27-32% |
76 |
24-32% |
Старшая школа |
22 |
7-32% |
29 |
13-45% |
ВСЕГО: |
200 |
59 – 29,5% |
201 |
69- 38% |
4. Спектр образовательных услуг
Реализуемые образовательные программы, используемые технологии
№ |
классы |
Состав классов |
Реализуемые образовательные программы |
Используемые технологии |
---|---|---|---|---|
1 |
Начальная школа 1-4 классы |
Классы для учащихся с диагнозом F- 70 F-71 |
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью); 1-9 классы. |
Системно-деятельностный подход в обучении. Психолого-медико-педагогическое сопровождение. Здоровьесберегающие технологии. Личностно-ориентированные технологии. Разноуровневая дифференциация в УВП. Разноуровневое обучение Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения. Классно- урочная организация обучения. Игровые технологии. Педагогика сотрудничества. Технология коррекционных упражнений для развития познавательной деятельности. Информационно- коммуникативные технологии. |
2 |
Основная школа 5-9 классы |
Классы для учащихся с диагнозом F- 70 F-71 |
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью); 1-9 классы. |
|
3 |
Класс по обучению простейшим видам труда |
Классы для учащихся с диагнозом F- 71 |
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью); 1-9 классы. |
Психолого-медико-педагогическое сопровождение. Здоровьесберегающие технологии. Разноуровневая дифференциация в УВП. Разноуровневое обучение Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения. Технология коррекционных упражнений для развития познавательной деятельности. Информационно- коммуникативные технологии. Элементы системно- деятельностного подхода в обучении. |
3 |
Класс профессиональной подготовки |
Классы для учащихся с диагнозом F- 70 |
Общеобразовательные программы профессиональной подготовки по профессиям: обувщик по ремонту обуви, швея. Авторские программы по общеобразовательным предметам |
Здоровьесберегающие технологии. Личностно- ориентированные технологии. Разноуровневая дифференциация в УВП. Разноуровневое обучение (трехуровневое). Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения. Классно- урочная организация обучения. Информационно- коммуникативные технологии. Системно-деятельностный подход в обучении. |
Выполняя государственное задание по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, школа-интернат реализует Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденный Министерством образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/ 2005-п.
5. Структура обучения учащихся
Полная модель школы-интерната представлена 11 летним сроком обучения.
1 блок: 1-4 классы – классы для учащихся с диагнозом «умственная отсталость легкая», «умственная отсталость умеренная», в которых осуществляется начальный этап обучения, общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
2 блок: 5-9 классы – классы для учащихся с диагнозом «умственная отсталость легкая», «умственная отсталость умеренная».
В этих классах продолжается обучение общеобразовательным предметам, вводится профессионально – трудовое обучение следующим направлениям: швейное дело, столярное дело, обувное дело, роспись по дереву, трикотажное дело, картонажно-переплетное дело, цветоводство и декоративное садоводство, подготовка младшего обслуживающего персонала.
3 блок: классы профессиональной подготовки (10-11). Обучение ведется по следующим профессиям: швея, столяр строительный, обувщик по ремонту обуви, художник росписи по дереву, вязальщица трикотажных изделий и полотна; класс (10-й) по обучению простейшим видам труда.
Службы школы
Для осуществления целостного комплексного подхода к каждому воспитаннику в школе сформированы службы: педагогическая, социально- трудовая, психологическая, логопедическая, социальная, медицинская, которые работают по единому плану.
Педагогическая служба представлена заместителями директора по УР, по ВР учителями, воспитателями.
С целью социально- трудовой адаптации и социализации учащихся в базисный учебный план школы внесены дополнения: наряду с общеобразовательными курсами учебный план содержит предметы школьного компонента: прикладная экономическая математика, основы экономических знаний, черчение; факультативные курсы по основам безопасности жизнедеятельности, основам компьютерной грамотности. Обучение проводится по авторским программам, которые решают общеразвивающие и практические задачи.
В основу организации образовательного процесса положен принцип: «необучаемых детей нет». Учебный процесс организован, исходя из способностей и возможностей каждого ребенка. Благодаря целенаправленной научно-методической работе нами достигнуто повышение профессионального уровня педагогов, работающих с детьми, имеющими тяжелые формы умственной отсталости.
Дети, не усваивающие адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья занимаются по индивидуальным или сниженным программам. Это даёт возможность повысить учебную мотивацию.
Для обеспечения качественного уровня учебно–воспитательного процесса в школе работают психолого–медико–педагогическая комиссия (ПМПк), на которой решаются вопросы:
- выбора профиля трудового обучения, в зависимости от соматического и психического состояния ребенка,
- профилактики физических, интеллектуальных нагрузок, эмоциональных срывов,
- вывода обучающихся на индивидуальные или сниженные программы по предметам,
- результативности обучения детей на дому
и психолого–медико–педагогический консилиум, объединяющие работу разных специалистов.
Проблемы здоровья, обучения и воспитания обучающихся обсуждаются специалистами не менее чем на пяти заседаниях консилиума за весь период обучения в школе. Комплексная диагностика детей, установление характера и структуры дефекта, понимание причин, которые обуславливают успехи и неудачи, дает возможность всем участникам педагогического процесса разработать адекватную программу психолого-медико-педагогического сопровождения каждого ребенка.
Действующая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка позволяет отследить динамику индивидуального развития ученика и своевременно оказать ему помощь.
Своеобразным посредником в освоении не только учебных предметов, но и в освоении воспитанниками новых способов взаимодействия друг с другом, со взрослыми, с окружающим миром через практическую деятельность, являются коррекционные группы, работающие по разным направлениям.
Направление |
Организация |
Форма |
Количество объединений |
Всего детей |
---|---|---|---|---|
1.Технические
|
Домашний парикмахер |
Корр. гр. |
6 |
28 |
Студия анимационных фильмов «Оживляй-ка, поживей» |
Корр.гр. |
4 |
20 |
|
Компьютерные игры |
Корр.гр. |
10 |
97 |
|
Компьютерный контроль |
Корр. гр. |
6 |
30 |
|
2. Художественные |
Театральная студия |
Корр. гр. |
1 |
9 |
Вокальные группы |
Корр.гр. |
5 |
23 |
|
Фольклор |
Корр.гр |
9 |
45 |
|
Хор |
Корр.гр. |
13 |
68 |
|
3. Спортивные |
Настольный теннис Футбол ОФП Пионербол |
Корр. гр. |
8 |
85 |
Система дополнительного образования широко развита и активно функционирует, школа- интернат имеет лицензию на этот вид образовательной деятельности.
В образовательном учреждении реализуется единая комплексная воспитательная программа.
Школа- интернат работает по следующим направлениям:
- нравственно-патриотическое воспитание учащихся,
- спортивно-оздоровительная работа,
- правовое воспитание и предупреждение правонарушений,
- культурно-массовая работа,
- работа с семьёй и профилактика безнадзорности,
- индивидуальная работа с учащимися.
Ежегодно в школе проводятся массовые общешкольные и классные мероприятия по следующим направлениям:
Направления |
мероприятия |
1. нравственно-патриотическое воспитание |
- урок России; - беседы, викторины, конкурсы по истории Ярославля, краеведческие вечера, - экскурсии в музеи Ярославской области, города Ярославля, - беседы о подвигах бойцов в годы ВОВ и в мирное время, встречи ветеранами ВОВ, - уроки мужества. |
2.спортивно-оздоровительная работа |
- спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, - общешкольные дни здоровья; - утренняя зарядка для детей, проживающих в интернате; - дневной сон для учащихся 1-х классов, - беседы о режиме дня, о здоровом образе жизни и вредных привычках, о занятиях спортом; - школьные, городские и областные соревнования по 7 видам спорта; -беседы, организуемые медицинскими работниками, о профилактике заболеваний, о личной гигиене. |
3. охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности |
- месячник безопасности детей (сентябрь), - неделя безопасности дорожного движения (май), - беседы, викторины, конкурсы по правилам дорожного движения, - встречи с инспекторами ГАИ, ПДН, - практические занятия по циклу ПДД, - обсуждение возможных схем-действий в экстремальных ситуациях, |
4. правовое воспитание и предупреждение правонарушений |
- изучение основ законодательств РФ, законов и локальных актов, - неделя правовых знаний, - просветительская работа с родителями, -взаимодействие с отделом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекцией при УВД, - беседы, викторины, конкурсы по правилам поведения, |
5. культурно-массовая работа |
- День Знаний (сентябрь); - общешкольный конкурс «Поделки из овощей и фруктов», - праздник «Посвящение в первоклассники», - праздничный концерт ко Дню Учителя (октябрь); - общешкольный конкурс «В гостях у сказки», - Новогодняя елка, огоньки (декабрь); - Дни именинника (1 раз в четверть); - общешкольный смотр строя и песни ко Дню защитника отечества, - масленичные гулянья (март); - концерт к 8 марта; - неделя детской книги (апрель); - конкурсы стенгазет к знаменательным датам, тематических рисунков, - праздник Победы, встреча с ветеранами (май); - праздник последнего звонка (май); - весенний, осенний трудовой десант (сентябрь, апрель) - выходы в ТЮЗ, кукольный театр, цирк, кинотеатры, библиотеки, центры дополнительного образования; |
6. Работа с семьёй и профилактика безнадзорности |
- общешкольные родительские собрания, - родительский всеобуч, - индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания, - взаимодействие родителей с узкими специалистами (логопедами, психологом, психиатром), - анкетирование родителей по вопросам воспитания детей и их успешного обучения |
7. Индивидуальная работа с учащимися |
- занятия в коррекционных группах, - индивидуальные занятия со специалистами, - профилактические беседы |
Общешкольные мероприятия и выходы учащихся в другие организации способствуют более успешной социализации подростков в обществе.
Психологическая служба – представлена педагогом – психологом. Основными направлениями деятельности являются:
- психологическое сопровождение учебной деятельности;
- психологическое сопровождение ввнеурочной деятельности, развития личности воспитанников, их социализации;
- психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения, оказание психологической помощи обучающимся (воспитанникам);
- психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
- психологическое сопровождение профессионального самоопределения.
Логопедическая служба – представлена учителями – логопедами. Основными направлениями деятельности являются:
- логопедическое обследование ребенка, постановка логопедического диагноза.
- комплектование групп и отбор детей для индивидуальных и групповых занятий.
- составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка – логопата.
- реализация логопедических программ.
- разработка рекомендаций для учителей–предметников, родителей по работе с детьми логопатами, дисграфиками.
Социально- трудовая служба представлена заместителем директора по УР, учителями трудового обучения.
Трудовая деятельность является основой социализации и интеграции для детей с ОВЗ. Начинается с момента прихода ребенка в школу. Количество учебных часов, согласно учебному плану, увеличивается от ступени к ступени. С 5 класса осуществляется профессионально – трудовое обучение в учебно-производственных мастерских по направлениям: швейное дело, столярное дело, обувное дело, трикотажное дело, цветоводство и декоративное садоводство. Предусмотрена ежегодная производственная практика. Обучающимся с тяжелыми множественными нарушениями развития обучаются переплетно – картонажному делу, швейному делу, росписи по дереву, обслуживающему труду.
Решение по каждому воспитаннику о выборе профиля принимается на школьной ПМПк с учетом медицинских противопоказаний, индивидуальных психологических особенностей, наблюдений учителей трудового обучения, пожеланий родителей и ребенка.
По окончанию 9 класса учащиеся сдают экзамен по профессионально- трудовому обучению, а наиболее успешные ученики решением экзаменационной комиссии могут быть допущены к сдаче квалификационного экзамена.
После 9 класса учащиеся получают свидетельство об окончании школы установленного образца и могут продолжить обучение в 10-11 классах, повышая квалификацию по выбранной профессии или выбрать другую. Профессиональная подготовка в 10-11 классах проводится по авторским программам, разработанным на основе стандартов по профессиям.
Обучение в 11 классе завершается производственной практикой, квалификационным экзаменом с присвоением разряда по профессии и выдачей удостоверения установленного образца об уровне квалификации. При необходимости школа оказывает выпускникам помощь в трудоустройстве.
В школе активно проводится профориентационная работа с обучающимися. С этой целью организуются экскурсии на предприятия, классные часы, клубные часы, направленные на расширение знаний о профессиях, доступных для наших воспитанников, беседы учителей профессионально- трудового обучения, мероприятя в рамках Недели труда, встречи с представителями разных профессий, а также встречи с выпускниками школы.
С целью развития интереса к профессиям, вовлечения учащихся в производительный труд, подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности наши дети ежегодно активно и успешно участвуют в областных профессиональных конкурсах «Юный столяр», «Юная швея».
Школа сотрудничает с учреждениями профессионального образования (ПУ №14, ПУ №26, Пу№12, ПУ№ 24), с предприятиями города (ООО «Фабрика Североход», ООО «Комфорт», ООО «Русьмебель») по вопросам организации производственной практики, повышения профессионального уровня обучающихся, дальнейшего трудоустройства.
В целях социализации и реабилитации воспитанников в школе – интернате действует социальная служба, которую возглавляет заместитель директора по ВР. В ее состав входят социальный педагог, общественный инспектор по опеке, классные руководители, воспитатели. Социальная служба контролирует охрану прав детей и своевременно принимает меры к их защите.
В последнее время наблюдается приток в учреждение детей, имеющих поведенческие нарушения, зачастую, ярко выраженные. Под особым контролем педагогов и администрации школы находятся дети, состоящие на внутришкольном учёте, состоящие на учёте в КДН и ЗП, проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном положении.
Классные и общешкольные мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, развитию активности, самостоятельности, организаторских способностей обучающихся.
Тематические мероприятия, проводимые к праздничным и знаменательным дням, способствуют развитию у учащихся толерантности, воспитанию чувства ответственности, правильной гражданской позиции, восприятию других культур, способности ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
С обучающимися, совершающими противоправные поступки, ведётся постоянная разъяснительная работа. В школе работает Совет профилактики правонарушений, который выявляет нарушителей, обсуждает план работы с каждым из них, оказывает психологическую и медицинскую помощь.
Коррекция поведения «трудных» обучающихся, склонных к правонарушениям, осуществляется путём вовлечения их в общешкольные и классные творческие дела, систему дополнительного образования.
Развитию творческих способностей детей способствует участие в российских, областных, городских фестивалях детского творчества, конкурсах рисунков, выставках детского технического и прикладного творчества.
С целью развития речи учащихся, расширению художественного кругозора, развитию и углублению интересов в школе работает анимационная студия «Оживляй-ка, поживей» по созданию анимационных фильмов. Эта деятельность пробуждает у детей интерес к совместному творчеству, раскрепощает и эмоционально обогащает, помогает поверить в свои силы.
Наши воспитанники ежегодно участвуют в областной спартакиаде для учащихся СКОУ по разным видам спорта: легкой атлетике, бадминтону, пионерболу, настольному теннису, по лыжным гонкам, по русским шашкам.
Социальная служба школы тесно взаимодействует с правоохранительными органами, общественными и негосударственными организациями и объединениями, поддерживает связь с органами опеки и попечительства г. Ярославля, с органами социальной защиты, с отделом молодежи по вопросам трудоустройства подростков в летний период.
В течение всего времени нахождения ребенка в школе социальная служба сотрудничает с родителями (законными представителями), оказывает практическую помощь в решении различных социальных проблем, социальную поддержку обучающимся: воспитанники обеспечиваются одеждой, бесплатным питанием, учебниками, обучающиеся на дому получают ежемесячный продуктовый паек, организуется летний отдых в городских лагерях. Социальный педагог оказывает подросткам помощь в трудоустройстве в летний период.
Медицинская служба
Медицинское обеспечение в школе-интернате осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией отвечают за охрану здоровья обучающихся и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и питания.
Виды работ (услуг) по медицинскому обеспечению, выполняемых бюджетным учреждением:
- осуществление доврачебной медицинской помощи по:
а) медицинскому массажу
б) сестринскому делу в педиатрии
в) физиотерапии
- осуществление первичной медико-санитарной помощи по педиатрии
- осуществление медицинской помощи по психиатрии.
Медицинские кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием.
Медицинский персонал осуществляет мониторинг состояния здоровья учащихся, включающий в себя следующие параметры: динамические показатели острой и хронической заболеваемости, травматизма, количество пропущенных учебных дней по болезни, индекса физического здоровья. На основании медицинского мониторинга разрабатываются рекомендации по оздоровлению обучающихся: по рациональному режиму дня, объему двигательной активности, занятиям в разных группах по физической культуре, рациональному питанию, оздоровительным процедурам (ЛФК), медикаментозной терапии, психологической разгрузке, витаминотерапии, иммуностимуляции с целью профилактики гриппа, профилактическим прививкам в соответствии с Национальным календарем прививок.
Особое место уделяется реабилитации детей-инвалидов, численность которых ежегодно растет.
Школа имеет договор с детской поликлиникой № 3 ОДКБ на оказание медицинских услуг:
- регулярно, 2 раза в год, проводятся углублённые медицинские осмотры воспитанников школы с привлечением узких специалистов;
- в рамках диспансеризации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводится диспансеризация детей до 18 лет с привлечением узких специалистов, а также лабораторное обследование, УЗИ внутренних органов, ЭКГ, УЗИ сердца;
- согласно договору наши воспитанники получают консультации врачей- специалистов (гастроэнтеролог 1 раз в год, дерматолог 1 раз в год и т.д.).
6. Методическая работа
Повышение уровня квалификации и уровня профессионализма педагогов в школе проходит по ряду направлений:
- ежегодный семинар «Введение в специальность» для молодых специалистов, вновь прибывших педагогов;
- работа в методических объединениях школы: учителей начальных классов, общеобразовательного цикла, трудового обучения, воспитателей;
- работа педагогов над индивидуальной методической темой в рамках единой методической темы школы;
- участие в работе методических и педагогических советов;
- участие в семинарах разного уровня, проводимых на базе школы;
- работа в психолого – медико – педагогических консилиумах, школьной психолого – медико педагогической комиссии;
- система открытых уроков и занятий для коллег школы;
- прохождение аттестации;
- прохождение курсов повышения квалификации.
Длительное и плодотворное сотрудничество нашей школы и дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, высокий творческий потенциал педагогов способствуют успешному функционированию филиала кафедры олигофренопедагогики ЯГПУ на базе школы. Здесь ежегодно студенты факультета проходят производственную практику, а по окончании обучения в университете часть молодых специалистов приходят работать в ОУ.
Большое внимание школой уделяется сохранению физического и духовно- нравственного здоровья учащихся, подбору методик обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. С этой целью проводится работа педагогического коллектива по направлениям: «Психолого – медико – педагогическое сопровождение воспитанников», «Использование информационных технологий в обучении детей с ОВЗ», «Здоровьесберегающее образование», «Реализация элементов системно- деятельностного подхода в обучении детей с ОВЗ», «Помощь детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями и их семьям».
Школа работает в инновационном режиме, на ее базе в:
2010 г. – открыта муниципальная базовая площадка «Использование анимационных технологий в работе с детьми с ОВЗ»,
2011 г. - муниципальная базовая площадка «Использование анимационных технологий при создании обучающих фильмов»;
2012 г. – организационно – методический центр. Школа получила право на распространение опыта работы по созданию анимационных фильмов.
Педагогический коллектив ежегодно пропагандирует опыт своей работы, участвуя в фестивале педагогических идей «Открой себя», международной научно – практической конференции «Чтения К.Д.Ушинского», в семинарах разного уровня от городских до областных по вопросам психолого – педагогического, медико-социального сопровождения воспитанников, использования анимационных технологий в учебно-воспитательном процессе, организации логопедической работы в школе, организации педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, создания доступной среды в учреждении
- Режим работы школы- интерната.
Обучение осуществляется в одну смену по 6-дневной неделе. Первый класс обучается по 5-дневной неделе. Все воспитанники, за исключением обучающихся на дому, и имеющих рекомендации врача-психиатра по созданию облегченного режима, посещают группы продленного дня. Для первоклассников предусмотрен дневной сон. Воспитанники получают двух – и пяти разовое бесплатное питание, в зависимости от факта проживания в интернате в соответствии с примерным двухнедельным меню. Детей, обучающихся на дому, школа ежемесячно обеспечивает продуктовыми пайками из расчета 2/3 денежной нормы.
Режим дня каждого класса-группы согласовывается с медицинскими работниками школы-интерната. 69% воспитанников ежедневно в 17-30 уходят домой, дети из отдаленных районов города, многодетных и малообеспеченных семей проживают в интернате с понедельника по субботу. В течение дня проводятся занятия по оздоровлению учащихся, по развитию их трудовых навыков, творческих способностей.
- Кадровые ресурсы ОУ.
Кадровый состав школы-интерната: 99 человек, в том числе 5 совместителей.
Педагогический коллектив учреждения – 60 человек (женщин – 55, мужчин – 5).
– награждены государственными наградами – 2;
- имеют звание «Заслуженного учителя РФ» – 4,
- награждены знаком «Отличник народного просвещения» – 5,
- нагрудным знаком «Почетный работник общего образования» – 3,
- Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 6,
- Почетной грамотой мэрии города - 7,
- Почетной грамотой Губернатора Ярославской области – 1,
- Почетной грамотой департамента образования Ярославской области – 24,
- Почетной грамотой управления образования мэрии города Ярославля – 22.

Структура педагогического коллектива по должностям
Должность |
Кол-во (чел.) |
% от общей численности |
Учитель |
34 |
56,6 |
Учитель-логопед |
3 |
5 |
Педагог-психолог |
1 |
1,7 |
Старший воспитатель |
1 |
1,7 |
Воспитатель |
17 |
28,3 |
Социальный педагог |
1 |
1,7 |
Педагог дополнительного образования |
3 |
5 |
ИТОГО |
60 |
100 |
- Наличие специалистов:
Среди педагогов -14 человек имеют специальное дефектологическое образование. Обучаются по специальности 3 педагога.
Повышение квалификации в педагогическом коллективе
2011г. |
2012г. |
2013г. |
5 чел. |
3 чел. |
35 чел. |
ИТОГО - 43 чел |
8. Материально-технические ресурсы ОУ
Учебно-материальная база, соответствует требованиям СанПиН.
Учебные кабинеты – 19 |
Помещения для выполнения гигиенических процедур -5 |
Компьютерный класс – 1 |
|
Столярные мастерские – 3 |
Столовая – 1 |
Обувная мастерская – 1 |
Пищеблок – 1 |
Учебная парикмахерская – 1 |
Спортивный зал – 1 |
Швейные мастерские – 2 |
Тренажерный зал – 1 |
Вязальная мастерская – 1 |
Футбольное поле – 1 |
Мастерская росписи по дереву – 1 |
Баскетбольная площадка – 1 |
Кабинет педагога-психолога – 1 |
Медицинский блок:
|
Кабинет социального педагога – 1 |
|
Кабинет учителя-логопеда – 2 |
|
Библиотека – 1 |
|
Читальный зал – 1 |
|
Кабинет социально-бытовой ориентировки с учебной кухней – 1 |
|
Спальни – 6 |
- сенсорная комната, оснащенная специальным оборудованием для коррекционно-развивающей работы |
Игровые комнаты – 2 |
Созданы все необходимые условия для обеспечения безопасности образовательного процесса.
- Партнеры, спонсоры учреждения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГОУ ЯО специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8 успешно осуществляет свою миссию школы, работает в режиме развития.
3. Анализ образовательной ситуации в учреждении и внешней среды
Согласно статистическим данным, содержащимся в исследованиях, посвященных проблеме здоровья подрастающего поколения, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеют стертые нарушения развития. Из 35,9 миллионов детей, проживающих в России, 4,5%, т.е. 1,6 миллионов, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Рост численности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, комплексными нарушениями – одна из тенденций современного общества. Демократические перемены, начавшиеся в России в 1990-е годы, обоснованное желание родителей реализовать конституционное право своих детей на образование способствовали их включению в систему специального образования. Ранее необучаемые дети признаны обучаемыми. Федеральный Закон РФ «Об образовании» гарантирует «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». В Законе говорится о том, что «государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».
Констатируя тот факт, что вместе с детьми, имеющими легкую умственную отсталость за парту сели «особые» дети, понимаем необходимость создания специальных условий их обучения и воспитания. Одной же из главных задач, поставленных перед педагогическим коллективом на сегодняшний день, стала задача обеспечения возможности каждому ребенку, как с умеренной, так и тяжелой умственной отсталостью, достичь в процессе обучения адекватного уровня физического, психического и социального развития.
Одно из направлений образовательной политики государства – поддержка и развитие функционирующей государственной системы специального образования за счёт введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования. Приоритетным направлением в развитии специального образования остается комплексное (клиническое, нейрофизиологическое, педагогическое) изучение детей со сложными нарушениями, определение содержания, методов, организационных форм их обучения, составление индивидуализированных комплексных программ реабилитации на основе полученных диагностических данных о специфике нарушения. Специальным (коррекционным) школам в современных условиях отводится роль центров специализированной помощи в реализации особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями по причине того, что:
во-первых, наработан уникальный многолетний педагогический опыт обучения и воспитания детей разных категорий с особыми образовательными потребностями;
во-вторых, имеется методическая, дидактическая и технологическая оснащенность, специальным образом организованная коррекционно-развивающая среда;
в-третьих, наличие специалистов – олигофренопедагогов, логопедов, психологов.
Сегодня специальная коррекционная школа может стать открытой, общедоступной образовательной структурой, обеспечивающей различные образовательные потребности разных групп населения. Мы признаем необходимость перемен, заключающихся в расширении возможностей каждого ребенка, оказании поддержки и помощи, поэтому педагогический коллектив нацелен на поиск новых путей в развитии образовательного учреждения.
С чем мы выходим на разработку новой программы развития? Прежде всего, с базовыми результатами.
В ежегодных публичных отчетах содержится информация об образовательных результатах. За многие годы накоплен опыт работы с учащимися, имеющими лёгкую умственную отсталость, а также сложные нарушения развития, в структуре которых, помимо интеллектуальной недостаточности, отмечаются выраженные эмоционально-волевые расстройства. В школе работают педагоги, имеющие специальную подготовку и (или) опыт работы с детьми данной категории, в том числе имеющие высшую и первую квалификационные категории (65%).
Создана и обновляется материально-техническая база для реализации программ общеобразовательных предметов, коррекционно-развивающих курсов, трудового и профессионально-трудового обучения, медицинского обслуживания, для проживания и воспитания учащихся.
Авторский проект «Школа-центр социально-трудовой адаптации и реабилитации» внедрен и успешно функционирует. Обучаясь в 10-11 производственных классах, воспитанники получают профессиональную подготовку. Мы знаем, как работать с этой категорией детей. Наша дальнейшая задача – оптимизация отношений с социальными партнерами в вопросах организации производственной практики и трудоустройства выпускников.
Однако изменился состав учащихся. С 2003 по 2013 годы численность детей с диагнозом умеренная умственная отсталость в учреждении увеличилась с 8% до 32%. В 2009 году мы впервые «познакомились» с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость.
Первый выпуск таких детей состоялся в 2011 году. Из 8 выпускников продолжили обучение в профессиональных училищах города 7 чел. (87,5%). Мы приобрели положительный опыт, и постепенно пришло понимание того, что для оказания более качественной помощи детям, а также их родителям необходимо выстроить систему мер, обеспечивающую профессиональный рост педагогов.
В 2011-2012 учебном году о безоговорочном принятии детей с умеренной умственной отсталостью сообщили 49% учителей и воспитателей, о полном удовлетворении от процесса работы с «особыми» детьми 19%, частичном – 56% педагогов. Однако 80% отдавали предпочтение работе с детьми, имеющими легкую умственную отсталость, и лишь 20% – с детьми, имеющими тяжелые умственные нарушения. На отсутствие опыта работы «жаловались» 22% учителей и воспитателей, на недостаточную помощь со стороны администрации по поиску внешних источников для профессионального роста указали 23% педагогов. Среди причин, обуславливающих нежелание или неумение работать с данной категорией детей, назвали: недостаток знаний о физиологических особенностях – 22%, психологических – 34%, психиатрических – 56% членов педагогического коллектива.
Стала очевидной потребность в методической работе, направленной на углубление знаний об «особых» детях, их возможностях и основных подходах к ним в процессе образования.
С начала 2012 года работа педколлектива над единой методической темой: «Использование элементов системно – деятельностного подхода в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость» стала рассматриваться, как приоритетное направление в деятельности учреждения. Обнаружилось естественное желание педагогов «погрузиться» в проблему.
Чтобы удовлетворить потребности педагогов в познании детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, были использованы внутренние и внешние ресурсы. Коллектив получил возможность прослушать лекционные курсы по проблемам: «Физиологические особенности детей и подростков с диагнозами F-71, F-72», «Психологические особенности детей и подростков с диагнозами F-71, F-72», «Поведенческие особенности «особых» детей», «Вопросы обучения и воспитания детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».
Работа, начатая централизованно, нашла отражение в деятельности методических объединений педагогов разных специальностей (учителей начальных классов, учителей – предметников, учителей профессионально-трудового обучения, воспитателей). Акценты в индивидуальных методических темах были расставлены именно на проблемах, которые связаны с обучением и воспитанием детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, их взаимодействием со сверстниками, имеющими легкие интеллектуальные нарушения.
В учреждении создана школа передового опыта, куда вошли педагоги, имеющие апробированные и экспертно высоко оцененные разработки по вопросам образования «особых» детей.
На сегодняшний день в учреждении обучается 67 детей с диагнозом умственная отсталость умеренная, 3 ребенка – с диагнозом умственная отсталость тяжелая при общей численности воспитанников школы-интерната – 206 человек. Обучение «особых» детей осуществляется как в шести специализированных классах, так и интегрировано, в классах, где большинство – дети, имеющие легкую умственную отсталость.
Учебный процесс регламентируется учебным планом, разработанным на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант).
Содержание образования направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений о себе;
- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
- формирование доступных представлений об окружающем мире;
- формирование коммуникативных умений;
- обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
- обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность, в соответствии с психофизическими возможностями детей.
В вопросах обучения детей с тяжелой умственной отсталостью на сегодняшний день возникают сложности организационного характера, которые необходимо решать.
Положительным моментом является то, что педагоги имеют опыт разработки адаптированных программ для учащихся с умеренной умственной отсталостью и сложными нарушениями, осваивают новые методические приёмы, современные подходы к коррекционно-развивающей работе, творчески усваивают опыт специалистов в области специального образования, работают над индивидуальными методическими темами. Педагоги нацелены на накопление и обобщение опыта коррекционно-развивающей, воспитательной, учебной работы, деятельности по социально-педагогическому, медицинскому и психологическому сопровождению учащихся, воспитанников.
Можно говорить о том, что в школе накоплен опыт инновационной, экспериментальной, научно-методической работы, а это является основой для разработки содержания и методов предполагаемых изменений в работе образовательного учреждения. Школа имеет достаточной ресурсный потенциал для улучшения деятельности и дальнейшего развития.
4. Миссия школы. Модели выпускника.
Миссия школы:
- социальная и профессиональная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы социальной интеграции воспитанников в современное общество;
- успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем мире.
Модель выпускника 9 класса (диагноз умственная отсталость легкая):
- Владеет основными знаниями по общеобразовательным предметам, имеющими практическую направленность, умеет применять приобретенные знания в простых жизненных ситуациях. Научен приемам самообразования (умеет учиться). Способен осуществлять самооценку и самоконтроль.
- Ведет здоровый образ жизни. Соблюдает нормы и правила культурного поведения, умеет анализировать свои и чужие поступки. Владеет навыками самообслуживания и ведения домашнего хозяйства.
- Имеет достаточный уровень развития познавательных способностей. Умеет бесконфликтно общаться в различных ситуациях, противостоять негативному влиянию. Способен к осознанному профессиональному выбору.
- Физическое развитие соответствует возрасту.
- Владеет профессией на уровне 2-3 рабочего разряда.
- Подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и работе в условиях современного общества, с учетом интересов, возможностей и состояния здоровья.
Модель выпускника 9 класса
(дети с тяжелыми множественными нарушениями развития):
- Владеет основными знаниями по общеобразовательным предметам, имеющими практическую направленность, умеет применять знания в простых жизненных ситуациях. Способен осуществлять самоконтроль.
- Ведет здоровый образ жизни. Соблюдает нормы и правила культурного поведения. Владеет навыками самообслуживания и ведения домашнего хозяйства.
- Имеет достаточный уровень развития познавательных способностей. Умеет с помощью взрослых противостоять негативному влиянию.
- Физическое развитие соответствует возрасту.
- Владеет основами изучаемой профессии.
- Подготовлен к жизни в семье, частично в обществе и работе в специально созданных условиях, с учетом интересов, возможностей и состояния здоровья.
Модель выпускника 11 класса
(диагноз умственная отсталость легкая):
- Владеет практическими, социально значимыми знаниями образовательных предметов, умеет применять их для решения жизненных задач. Научен приемам самообразования (умеет учиться).
- Соблюдает морально-этические нормы и правила, владеет навыками межличностного общения.
- Физически и нравственно здоров.
- Профессионально ориентирован, имеет квалификационный разряд (на уровне 3-4) по изучаемой профессии.
- Подготовлен к работе в условиях промышленного производства, в случае необходимости – на дому.
- Социально адаптирован.
6. План действий по реализации программы развития
№ |
Действия |
Сроки |
Стоимость |
Результат |
Ответственный |
---|---|---|---|---|---|
|
Прохождение курсов. Повышение уровня образованности педагогов и воспитателей. |
план по курсам ежегодно |
Профессиональный рост учителей и воспитателей |
Администрация школы, члены педагогического коллектива |
|
|
Организация лекций, семинаров для молодых специалистов, педагогов, начинающих трудовую деятельность в учреждении (в рамках семинаров «Введение в специальность», с целью получения специальных знаний о детях с тяжелой, сочетанной патологией. |
ежегодно |
Повышение информированности в вопросах дефектологии |
Администрация школы, узкие специалисты. |
|
|
Аттестация и защита педагогов на квалификационные категории |
ежегодно |
Защита имеющейся или повышение категорий. Повышение профессионального мастерства. |
Администрация школы, члены педагогического коллектива |
|
|
Получение высшего дефектологического образования. |
График сессий (2014 г.) |
Высшее дефектологическое образование. |
Аладьева И.В., Денисова Е.Г., Царик Г.Н. |
|
|
Обучение специалиста по адаптивной физкультуре |
2014 год |
Повышение качества педагогической деятельности |
Администрация школы. |
|
|
Участие в конкурсах профессионального мастерства. |
1 раз в три года |
Профессиональный рост учителей и воспитателей |
Администрация школы, члены педагогического коллектива |
|
|
Участие в инновационной деятельности по обучению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. |
С сентября 2014 года |
Повышение качества педагогической деятельности. Обобщение опыта работы по внедрению инноваций. |
Администрация школы, узкие специалисты. Учителя, воспитатели |
|
|
Накопление опыта по работе психолого – медико – педагогического сопровождения учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Мониторинг результативности работы с данной категорией детей. |
Ежегодно до 2016года |
Повышение компетенций у участников образовательного процесса по вопросам сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. |
Администрация школы, узкие специалисты, учителя, воспитатели |
|
|
Обобщение опыта по работе психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся и по результативности работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. |
2017 -2018 од |
Администрация школы, узкие специалисты. |
||
|
Сотрудничество с ЯГПУ им КД Ушинского в режиме базовой площадки по прохождению педагогической практики студентов дефектологического факультета. |
План прохождения практики студентами. Ежегодно |
Обеспечение школы профессиональными кадрами из числа выпускников ВУЗа |
Заместитель директора по УР, учителя – методисты |
|
|
Работа над общешкольной методической темой по вопросам внедрения в учебный процесс элементов системно – деятельностного подхода. |
Январь 2013 г. – 2015 год. План работы по методической теме |
Внедрение данного метода в практику. Разработки уроков с использованием элементов системно-деятельностного подхода. Методическая разработка или пособие. |
Администрация школы, руководители МО, члены педагогического коллектива |
|
|
Организация и проведение интегрированных уроков |
планы работы МО Ежегодно |
Расширение межпредметных связей. |
Заместитель директора по УР, руководители МО. |
|
|
Проведение открытых уроков с использованием современных технологий |
планы работы МО. Ежегодно |
Приобретение педагогами необходимых компетенций для использования современных технологий |
Руководители МО, учителя. |
|
|
Разработка единых адаптированных рабочих программ для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (начальная школа). |
2015 год |
Реализация единых адаптированных рабочих программ |
Руководители МО, учителя |
|
|
Разработка единых адаптированных рабочих программ для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (среднее звено). |
2019 год |
Реализация единых адаптированных рабочих программ |
Руководители МО, учителя |
|
|
Решение вопроса о целесообразности обучения уч-ся с тяжелыми множественными нарушениями развития в 10 классе и выборе профиля по трудовому обучению по итогам эксперимента. |
Май 2014г. |
Внесение корректировок в учебный план. |
Администрация, узкие специалисты, учителя, работающие в 10 «и» классе. |
|
|
Определение формы проведения итоговой аттестации по трудовому обучению в классах для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. |
Март 2015 г. |
Положение о форме проведения итоговой аттестации по трудовому обучению для учащихся тяжелыми множественными нарушениями развития. |
Заместитель директора по УР, педагог-психолог, учителя трудового обучения. |
|
|
Утверждение Положения о форме проведения итоговой аттестации по трудовому обучению для учащихся тяжелыми множественными нарушениями развития на педагогическом совете |
Апрель 2015 г. |
Директор школы |
||
|
Открытие класса для детей со сложной структурой дефекта (5 класс). |
Сентябрь 2014 г. |
Создание и реализация индивидуальных развивающих программ для детей со сложной структурой дефекта. |
Администрация школы, учителя, воспитатели, педагог-психолог, врач-педиатр. |
|
|
Подготовка специалиста и открытие нового направления трудового обучения – гончарное дело. |
Сентябрь 2014 г. |
Расширение спектра предоставляемых школой услуг. |
Директор школы |
|
|
Введению платных дополнительных образовательных услуг. |
2018 г. |
Расширение спектра предоставляемых школой услуг. |
Администрация школы, главный бухгалтер, экономист |
|
|
Изучение и внедрение в работу Специальных федеральных государственных стандартов. |
С момента их утверждения |
Работа по новым стандартам. (корректировка имеющихся программ, создание новых дидактических комплексов в соответствии с новыми требованиями) |
Администрация школы, учителя, воспитатели. |
|
|
Расширение связей с производством и постинтернатное сопровождение выпускников в течение трех лет после окончания школы-интерната. |
ежегодно |
Более успешная социализация и трудоустройство учащихся |
Учителя трудового обучения, классные руководители, социальный педагог. |
|
|
Удовлетворение потребностей учреждения в специалистах (психиатр, массажист, специалист по адаптивной физкультуре). Подбор кадров. |
Апрель-сентябрь 2014 года |
Расширение спектра предоставляемых школой услуг. |
Директор школы. |
|
|
Развитие спортивного направления. |
Сентябрь 2014 года |
Сформированность установок на здоровый образ жизни у учащихся. |
Заместитель директора по ВР, Педагоги дополнительного образования |
|
|
Продолжение сотрудничества с учреждениями дополнительного образования «Витязь», «Россияне», с библиотеками Дзержинского района. |
ежегодно |
Рост личностного развития учащихся |
Классные руководители, воспитатели |
|
|
Организация Совета старшеклассников |
Сентябрь 2016 года |
Предупреждение и коррекция девиантного поведения |
Уланова Т.Г., воспитатель. |
|
|
Разработка программы по созданию школьного музея. |
Апрель-май 2014 года |
Программа |
Коркина Е.С., учитель истории. |
|
|
Создание школьного музея с целью изучения традиций «малой родины» |
2014 -2015 год |
Школьный музей. Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению истории родного края |
Коркина Е.С., педагогический коллектив. |
|
|
Озеленение пришкольной территории. Разработка проекта по озеленению территории школы. Приобретение и установка теплицы. |
Май 2014г.- сентябрь 2014 |
25000 |
Проект по озеленению территории школы. Повышение качества проводимых уроков по предмету «Декоративное растениеводство» Приобретение возможности выращивания декоративной рассады |
Грудинина С.А., учитель, заместитель директора по АХЧ |
|
Проведение смотров учебных кабинетов, оценка работы классных руководителей по разработанным критериям. |
ежегодно |
Повышение мотивации педагогов на творческую работу. Индивидуальный подход в оплате за классное руководство и заведывание кабинетом. |
Заместители директора по УР, заместитель директора по ВР, руководители М.О. |
|
|
Активизация работы с родителями. Организация родительского всеобуча. Создание Управляющего совета школы. |
2014 г.-2015 г. 2015 г. |
Повышение у родителей информированности в области олигофренопедагогики. Управленческий совет. |
Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, классные руководители, воспитатели. Директор школы. |
|
|
Организация Дней открытых дверей для родителей, общественности. |
ежегодно |
Повышения имиджа школы |
Администрация школы, члены педагогического коллектива |
|
|
Приобретение научной и методической литературы, произведений для уроков внеклассного чтения. Создание электронного каталога имеющейся литературы. Создание электронной библиотеки. |
Ежегодно 2014 г. |
Развитие библиотечного фонда. Электронный каталог. Электронная библиотека. |
Заместитель директора по УР, заведующая библиотекой, участники образовательного процесса |
|
|
Создание на базе библиотеки медиатеки, оснащенной новым компьютером, сканером и принтером |
2014-2015 год |
Медиатека |
Заведующая библиотекой, системный администратор |
|
|
Разработка программы информатизации школы. Обеспечение доступа к интернету в учебном корпусе, создание локальной сети. |
Сентябрь 2014 |
Программа информатизации школы. Наличие локальной сети в учебном корпусе. |
Директор школы, системный администратор. |
|
|
Приобретение учебного оборудования, ТСО, наглядных пособий, спортивного инвентаря. |
ежегодно |
Повышение качества проводимых уроков и внеклассных мероприятий. |
Администрация, учителя, воспитатели. |
|
|
Приобретение гимнастического уголка для занятий ЛФК. |
2016 г. |
Повышение качества проводимых занятий ЛФК |
Заместитель директора по АХЧ, учителя физкультуры.
|
|
|
Частичное переоборудование актового зала на учебном корпусе для проведения в нем уроков физкультуры в начальной школе |
Июнь- август 2014 года |
Повышение качества проводимых уроков физкультуры. |
Заместитель директора по АХЧ, учителя физкультуры. |
|
|
Привлечение спонсоров к развитию материально-технической базы школы |
ежегодно |
Улучшение материально-технической базы. |
Директор школы. |
|
|
Приобретение оборудования для трикотажной, обувной, столярных, швейных мастерских в соответствии с заявками педагогов. |
ежегодно |
Повышение качества проводимых уроков |
Администрация школы, экономист, учителя трудового обучения |
|
|
Работа по благоустройству пришкольной территории: -спиливание деревьев, -разбивка цветников и клумб (приобретение семян, выращивание рассады), -благоустройство волейбольной, футбольной, баскетбольной площадок, -оборудование игровых зон (установка песочниц, скамеек, столиков) и поддерживание их в надлежащем состоянии. Перенос хоккейного корта. |
Март-апрель 2014 г. Апрель-август 2015 г. Июнь 2014 |
50 т |
Участие в смотрах-конкурсах на лучшую пришкольную территорию |
Заместитель директора по АХЧ, Грудинина С.Н., учителя, воспитатели Заместитель директора по АХЧ Учителя трудового обучения. |
|
Замена старых окон на пластиковые. |
Ежегодно |
Улучшение условий труда |
Заместитель директора по АХЧ |
|
|
Замена линолеума |
По мере необходимости |
Улучшение условий труда |
Заместитель директора по АХЧ |
|
|
Оборудование гардеробного помещения в первом корпусе. |
Июнь-август 2014 |
Улучшение условий труда |
Заместитель директора по АХЧ |
|
|
Косметический ремонт школы |
Согласно ежегодному плану ремонтных работ |
Улучшение условий труда |
Заместитель директора по АХЧ |
Ожидаемые результаты
1 этап – январь-август 2014 года:
- Разработана и утверждена программа развития ГОУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната № 8 на 2014-2019 год.
- Расширен спектр предоставляемых школой образовательных и медицинских услуг.
- Открыто новое направление трудового обучения для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития – гончарное дело.
- Открыт класс для детей со сложной структурой дефекта.
- Разработана программа по созданию школьного музея.
- Разработана программа по информатизации школы.
- Разработан проект по озеленению территории школы.
- Приобретена и установлена теплица.
- Создан электронный каталог литературы, имеющейся в школьной библиотеке.
- Частично переоборудован актовый зал на учебном корпусе для проведения уроков физкультуры.
- Завершена выпиловка аварийных деревьев на территории первого и второго корпуса школы.
- Перенесен на новое место хоккейный корт.
- Оборудовано гардеробное помещение на первом корпусе.
- Проведен косметический ремонт помещений школы
2 этап – сентябрь 2014-2016 года:
- Создан школьный музей.
- Создана электронная библиотека.
- Создана на базе библиотеки медиатека, оснащенная сканером, принтером, компьютером.
- Благоустроены волейбольная, футбольная, баскетбольная площадки
- Установлен интернет на учебном корпусе школы.
- Приобретен гимнастический уголок для занятий ЛФК.
- Организованы и проведены семинары для получения педагогами специальных знаний о детях с тяжелыми, множественными нарушениями развития.
- 3 педагога получили высшее дефектологическое образование.
- Систематизирована серия уроков с использованием элементов системно – деятельностного подхода, в рамках работы над методической темой школы. Выпущено методическое пособие.
- Разработаны единые адаптированные рабочие программы для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития для 1-4 классов.
- Разработано Положение о форме проведения итоговой аттестации по трудовому обучению для учащихся тяжелыми множественными нарушениями развития.
- Увеличено количество спортивных секций.
- Оборудованы игровые зоны на пришкольной территории.
- Проведен косметический ремонт помещений школы.
3 этап – 2016-2017 учебный год:
- Проведен промежуточный анализ результатов работы по основным направлениям программы.
- Обобщен опыт работы по психолого-медико-педагогического сопровождению учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
- Полная кадровая обеспеченность учреждения.
- Проведен косметический ремонт помещений школы
4 этап – 2018-2019 учебный год:
- Разработаны единые адаптированные рабочие программы для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями развития 5-9 классов.
- Внедрены в работу Специальные федеральные государственные стандарты.
- Введены платные дополнительные образовательные услуги.
- Растиражирован инновационный опыт.
- Усовершенствована материально-техническая база, отвечает современным требованиям.
- Подведены итоги и проанализированы результаты реализации Программы развития.
- Разработана новая Программа развития.