Программа развития

государственного  общеобразовательного учреждения Ярославской области
"Ярославская школа-интернат № 8"
на 2014 – 2019 годы

 

Содержание

 

 

Паспорт Программы развития школы

 

  1.  

Введение.  Актуальность программы

 

  1.  

Информационная карта образовательного учреждения.

 

  1.  

Анализ образовательной ситуации в учреждении и внешней среды.

 

  1.  

Миссия школы. Модели выпускника.

 

  1.  

План действий. Механизм реализации программы.

 

  1.  

Ожидаемые результаты.

 

 

Паспорт Программы развития

 государственного образовательного учреждения  Ярославской области специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 8

 

Программа развития школы-интерната представляет собой нормативно-управленческий документ, содержащий  анализ данных об образовательных результатах и причинах, которые влияют на их достижение, и возможных путях их улучшения.

Школа-интернат  обеспечивает единство учебно-воспитательного процесса, лечебно-профилактической работы и реабилитационных мероприятий, направленных на развитие компенсаторных возможностей детей с особыми образовательными потребностями.

Полное наименование программы

Программа развития  «Образование для всех и для каждого». Государственного  общеобразовательного учреждения Ярославской области специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 8 на 2014 – 2019 годы.

Основания для разработки программы

  1. Завершение выполнения предыдущей Программы развития.
  2. Необходимость разработки перспективной Программы развития с учетом модернизации образования в рамках Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, выходом закона Российской Федерации «Об образовании», проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ОВЗ, Национальной доктрины образования Российской Федерации.

Период и этапы реализации программы

1 этап – январь-август 2014 года: разработка текста программы, ее общественное обсуждение и экспертиза, обсуждение окончательного варианта программы. Подготовка ресурсов, необходимых для выполнения основного этапа программы.

2 этап – сентябрь 2014-2016    года: выполнение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития образовательного учреждения.

3 этап – 2016-2017 учебный год: промежуточный анализ результатов работы по основным направлениям Программы; совершенствование системы взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

4 этап – 2018-2019 учебный год: подведение итогов и анализ результатов реализации Программы, тиражирование инновационного опыта,  разработка новой Программы развития.

 

 

Цель программы

Разработка и реализация эффективной образовательной и воспитательной модели, обеспечивающей создание единой коррекционно-развивающей среды, способствующей социальной и профессиональной адаптации детей с ОВЗ, решение проблемы социальной интеграции воспитанников в современное общество; успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем мире.

Основные задачи, мероприятия программы

  1. Разработка модели образовательной системы, способствующей формированию личностной и социальной культуры при равных и разных стартовых возможностях для всех детей, позволяющей каждому ребёнку получить доступное, качественное образование, трудовую и профессиональную подготовку.
  2. Оптимизация психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, тяжелыми множественными нарушениями развития и их родителям.  Индивидуализация       образовательного процесса с учетом личностных образовательных потребностей учащихся с диагнозом «умственная    отсталость умеренная» и «умственная отсталость тяжелая».
  3. Обеспечение коррекции развития личности учащихся с целью дальнейшей их социализации в соответствии с морально-этическими и правовыми ценностями, принятыми в обществе.
  4. Создание максимально благоприятных условий для организации трудовой и профессиональной деятельности.
  5. Работа  в системе постоянно действующего  мониторинга за качеством образования и воспитания учащихся.
  6. Развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся. ( Работа над методической темой школы).

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы

  1. Положительная динамика качества образования и уровня  воспитанности учащихся.
  2. Обновление содержания образования и воспитания детей через использование инновационных образовательных технологий.
  3. Создание единой коррекционно – развивающей среды, способствующей духовному, нравственному, физическому  развитию, укреплению здоровья и социализации детей.
  4. Эффективное трудоустройство выпускников и успешная социализация учащихся в современном обществе.
  5. Готовность обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития    к самостоятельному жизнеобеспечению (по возможности), наличие жизненно важных компетенций посредствам реализации элементов системно – деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе.
  6. Усовершенствованная система дополнительного образования.
  7. Профессиональный рост педагогического коллектива.
  8. Обновленная материально-техническая база, оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием.

Разработчики программы

 

 

 

Директор школы-интерната Саватеева А.Л., заместитель директора по учебной работе Быкова М.Н., педагог-психолог Тишинова Е.А., педагогический коллектив ГОУ ЯО СКОШИ №8.

ФИО, должность, тел. руководителя программы

 

 

Саватеева Анна Львовна,  директор ГОУ ЯО СКОШИ № 8 города Ярославля, тел.55-04-83,55-14-33 (факс) (04852) 55-04-83.

Сайт образовательного учреждения, электронная почта

 

 e-mail: yarschi082@yandex.ru,   

 cайт: https://int82.edu.yar.ru

 

Постановление об утверждении программы

 

 

Решение педагогического совета  от  28 марта 2014 года

 

Система организации контроля за выполнением программы

 

Внутренний мониторинг, доклады о результатах работы на педсоветах, ежегодные публичные отчеты, опубликованные на сайте образовательного учреждения.

Источники финансирования программы

Бюджетное и внебюджетное финансирование.

1. Введение. Актуальность программы

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, является приоритетной задачей общества и образования в целом. Развитие и воспитание личности ребенка становится главной задачей образовательного процесса. Воспитание органично включается в образовательный процесс, где проговариваются основные его результаты: развитие культуры личностной, социальной, семейной.

Сегодня родители предъявляют школе заказ на полноценное качественное образование детей в соответствии с их возможностями, интересами и склонностями, которое предоставит им возможность успешного самоопределения в социуме. При этом многим учащимся необходима психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка.

В данных условиях актуальным и необходимым содержанием работы педагогического коллектива является разработка и реализация эффективной образовательной модели, обеспечивающей формирование личностных и социальных ключевых компетенций учащихся.

В качестве важнейшего результата образования такая модель предполагает социальную и профессиональную адаптацию выпускников с ограниченными возможностями здоровья, интеграцию воспитанников в современное общество,  умение выпускника школы выстраивать свой жизненный проект согласно социальной и гражданской ответственности.

Предложенная программа «Образование для всех и для каждого» раскрывает стратегию развития, инновационную деятельность образовательного учреждения  и представляет собой:

  1. Долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы;
  2. Доктринальный документ, характеризующий основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся, особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса;
  3. Особый вид проекта, включающий инновационные преобразования учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, инструментарий, критерии.

Стратегические направления Программы развития отвечают целевым установкам национальной образовательной инициативы. Сформированы с учетом основных тенденций и потребностей развития системы образования в условиях становления новой культуры образования, рассматриваемой в качестве инновационного потенциала общества.

Стратегия опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования, образования и положения:     Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Посланий Президента Федеральному собранию, Указа Президента  Российской Федерации от 12.05.2009 № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271,         Плана действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р, Проекта Федерального Государственного Образовательного стандарта  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, устава школы

2. Информационная карта образовательного учреждения

(на 01.04.2014 г.)

 

1. Информационная справка о школе.

  • Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: государственное  общеобразовательное учреждение Ярославской области специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8.
  • Фактический адрес школы:  150042  г. Ярославль, ул. Урицкого, д.27а,
  • Год основания: 1 сентября 1988 г. С 01.09.2013 г. в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области № 527-п от 14.05.2013 г. учреждение передано в собственность субъекта  Ярославской области, изменилось наименование.
  • Директор: Саватеева Анна Львовна
  • Данные о лицензировании.

   -  Лицензия на право ведения образовательной деятельности  №  331/13 от 11 октября 2013 г.

   – Лицензия  на осуществление медицинской деятельности ФС-76-01-0005628 от 10 декабря 2012 г.

  • Контактные телефоны: директор школы-интерната  55-04-83, заместитель директора по учебной работе 54-84-63, главный бухгалтер  51-34-22

2. Управление ОУ.

  • Сведения об административном составе ОУ

Должность

Направление

Ф.И.О.

Образование

Стаж

Категория

общий

адм.

пед.

фдм.

  1.  

Директор

 

Саватеева Анна Львовна

высшее

21

13

высшая

высшая

  1.  

Заместитель директора

учебное 

Быкова Марина Николаевна 

высшее

21

8

первая

первая

  1.  

Заместитель директора

воспитательное

Гордеева Ирина Васильевна

высшее

30

5

высшая

первая

  1.  

Заместитель директора

учебное 

Габайдулина Алла Равильевна

высшее

34

11

-

-

  1.  

Заместитель директора

административно-хозяйственное

Межевич Александр Николаевич

высшее

41

10

-

-

  1.  

Главный бухгалтер

финансовое

Павличенко Лариса Анатольевна

высшее

24

14

-

-

 

  • Органы самоуправления: педагогический совет, собрание трудового коллектива, попечительский совет, родительский комитет.
  1. Характеристика контингента  обучающихся.

     В школе-интернате обучаются: 206 детей, из них

  • с диагнозом «умственная отсталость легкая» -  138 чел.
  • с диагнозом «умственная отсталость умеренная» -  65 чел.
  • с диагнозом «умственная отсталость тяжелая» – 3 чел.
  • обучаются на дому по индивидуальным учебным планам – 19 чел.
  • находятся под опекой – 21 чел.
  • воспитываются приёмными родителями – 3 чел.
  • воспитываются в многодетных семьях – 29 чел.
  • имеют инвалидность –  83 чел.
  • мальчиков –   147 чел.
  • девочек -  59 чел.

В школе-интернате – 19 классов, из них начальное звено – 8  классов  (1, 2, 2и,  3а, 3б,  3и, 4, 4и  классы), среднее звено – 9 классов (5, 5и, 6а, 6б, 7, 8, 8и, 9а, 9б классы), старшее звено – 2 класса (10, 10и классы).

   Количество обучающихся

 

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Кол-во

классов

Кол-во

уч-ся

Кол-во

классов

Кол-во

уч-ся

Кол-во

классов

Кол-во

уч-ся

Начальная школа

8

93

9

95

8

85

Основная школа

8

85

9

95

9

102

Старшая школа

2

22

1

10

2

19

ВСЕГО:

18

200

19

200

19

206

Структура классов

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

Кол-во классов в параллели

1

2

3

2

2

2

1

2

2

2

-

19

Кол-во классов для обуч-ся с диагнозом F-71

-

1

1

1

1

-

-

1

-

1

-

6

Кол-во обуч-ся с диагнозом F-71

1

9

9

8

8

2

6

10

1

11

 

65

Кол-во обуч-ся с диагнозом F-72

-

1

-

1

1

-

-

-

-

-

-

3

Кол-во обуч-ся с диагнозом F-71, обучающихся в классах для детей с диагнозом  F-70

1

-

-

-

-

2

6

3

1

1

-

14

  • Данные о состоянии здоровья обучающихся

- динамика физического развития обучающихся за последние 3 года

 

2011-2012

2012-2013

2013-2014

нормальное

94 чел.

88 чел.

135 чел.

с деф. массы тела

19 чел.

11 чел.

9 чел.

с избытком массы тела/ожирение

34/31 чел.

7/32 чел.

7/29 чел.

низкий рост

17 чел.

25 чел.

18 чел.

высокий рост

2 чел.

5 чел.

2 чел.

 

- уровень здоровья: удельный вес детей III и IV групп здоровья в общей численности обучающихся

Группы здоровья

2011-2012

2012-2013

2013-2014

III

130 чел.

122 чел.

124 чел.

IV

70 чел.

78 чел.

82 чел.

 

- динамика текущей и хронической заболеваемости за 3 года:

хроническая заболеваемость:

 

Патология

ЖКТ %

Патология зрения %

Патология

КМС %

Патология

МВС %

Патология

НС %

Патология

ЛОР %

2011-2012 г.

20,5

47

56

10

40

49

2012-2013 г.

20

48

60

17

30

50

2013-2014г..

29

53

69

21

49

47

 

острая заболеваемость (кол-во случаев):

 

общая

ОРВИ

бронхиты

пневмонии

гаймориты

отиты

инф.заб.

травмы

прочие

2011-2012

433

339

15

2

8

10

12

25

24

2012-2013

346

289

9

1

8

7

12

12

19

2013-2014

381

330

3

2

8

6

3

10

29

Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса
предмет «Профессионально-трудовое обучение» (профили: швейное дело, обувное дело)

 

Учебный год

2011-2012

2012-2013

Кол-во учащихся,

допущенных к экзаменам

11

15

отметки

5

4

3

2

5

4

3

2

результат

27%

64%

9%

-

33%

60%

7%

-

 

 

Результаты квалификационных экзаменов в 9 классе

 (профили: швейное дело, обувное дело)

Учебный год

2011-2012

2012-2013

Допущены к квалификационным экзаменам

7чел- 64%

9чел-60%

Квалификационный разряд

I

2(28%)

3(33%)

II

5(71%)

5(55%)

III

-

1(11%)

Разряд не присвоен

-

-

Поступление в учебные заведения, трудоустройство выпускников

по окончании 9 классов:

Год окончания 9 кл.

Кол-во выпускников

                                     После окончания школы        

Продолжили обуч. в 10 кл.

Продолжили обуч. в ПУ, вечер. Школе

Трудоустроились после оконч. Школы

Не трудоустроены

В т.ч. не трудоустр. Имеют инвалидность

2009-2010

13

8 (62%)

2 (15%)

-

3 (23%)

2 (15%)

2010-2011

19

10 (53%)

7 (37%)

-

2 (11%)

1 (5%)

2011-2012

16

-

12 (75%)

-

4 (25%)

3 (19%)

2012-2013

18

11(65%)

4(24%)

-

3(11%)

2(12%)

Результаты квалификационных экзаменов в 11 классе

Учебный год

2011-2012

2012-2013

Допущены к квалификационным экзаменам

11чел(100%)

10(100%)

Квалификационный разряд

I

36%

-

II

18%

10%

III

27%

80%

 

IV

18%

10%

Разряд не присвоен

-

-

 

Поступление в учебные заведения, трудоустройство выпускников

 по окончании 11 классов:

Год окончания 11 кл.

Кол-во выпускников

                                     После окончания школы        

 

Продолжили обучение в ПУ, вечерней школе

Трудоустроились после окончания школы

Не трудоустроены

В т.ч. не трудоустроены имеют инвалидность

2009-2010

6

 

6(100%)

-

-

-

2010-2011

-

 

-

-

-

-

2011-2012

11

 

8 (72%)

2 (18%)

1(9%)

4 (36%)

2012- 2013

10

 

2 (20%)

7(70%)

1(10%)

-

 

Успеваемость учащихся

 

2011-2012

2012-2013

Всего

Уч-ся

На

«4», «5»

Всего

Уч-ся

На

«4», «5»

Начальная школа

93

25-27%

96

32-43%

Основная школа

85

27-32%

76

24-32%

Старшая школа

22

7-32%

29

13-45%

ВСЕГО:

200

59 – 29,5%

201

69- 38%

 

        4. Спектр образовательных услуг

     Реализуемые образовательные программы, используемые технологии

классы

Состав классов

Реализуемые образовательные программы

Используемые технологии

1

Начальная школа

1-4 классы

Классы для учащихся

с диагнозом F- 70  F-71

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью);

1-9 классы.

Системно-деятельностный подход в обучении.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Здоровьесберегающие технологии.

Личностно-ориентированные технологии.

Разноуровневая дифференциация в УВП.

Разноуровневое обучение Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения.

Классно- урочная организация обучения.

Игровые технологии.

Педагогика сотрудничества. Технология коррекционных упражнений для развития познавательной деятельности.

Информационно- коммуникативные технологии.

2

Основная школа

5-9 классы

Классы для учащихся

с диагнозом F- 70  F-71

 Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью);

1-9 классы.

3

Класс по обучению простейшим видам труда

Классы для учащихся

с диагнозом F- 71

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью);

1-9 классы.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Здоровьесберегающие технологии.

Разноуровневая дифференциация в УВП.

Разноуровневое обучение Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения.

Технология коррекционных упражнений для развития познавательной деятельности.

Информационно- коммуникативные технологии.

Элементы системно- деятельностного подхода в обучении.

3

Класс профессиональной подготовки

Классы для учащихся

с диагнозом F- 70

Общеобразовательные программы профессиональной подготовки по профессиям: обувщик по ремонту обуви, швея.

Авторские программы по  общеобразовательным предметам

Здоровьесберегающие технологии.

Личностно- ориентированные технологии.

Разноуровневая дифференциация в УВП.

Разноуровневое обучение (трехуровневое).

Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения.

Классно- урочная организация обучения.

Информационно- коммуникативные технологии.

Системно-деятельностный подход в обучении.

Выполняя государственное задание по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, школа-интернат реализует Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденный Министерством образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/ 2005-п.

5. Структура обучения учащихся

Полная модель школы-интерната представлена 11 летним сроком обучения.

1 блок: 1-4 классы – классы для учащихся с диагнозом «умственная отсталость легкая»,  «умственная отсталость умеренная», в которых осуществляется начальный этап обучения, общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

2 блок: 5-9 классы – классы для учащихся с диагнозом «умственная отсталость легкая», «умственная отсталость умеренная».

В этих классах продолжается обучение общеобразовательным предметам, вводится профессионально – трудовое обучение следующим направлениям:  швейное дело, столярное дело, обувное дело, роспись по дереву, трикотажное дело, картонажно-переплетное дело, цветоводство и декоративное садоводство, подготовка младшего обслуживающего персонала.

3 блок:  классы профессиональной подготовки (10-11). Обучение ведется по следующим профессиям: швея, столяр строительный, обувщик по ремонту обуви,  художник росписи по дереву, вязальщица трикотажных изделий и полотна; класс (10-й)  по обучению простейшим видам труда.

Службы школы

Для осуществления целостного комплексного подхода к каждому воспитаннику в школе сформированы службы: педагогическая, социально- трудовая, психологическая, логопедическая, социальная, медицинская, которые работают по единому плану.

            Педагогическая служба представлена заместителями директора по УР, по ВР учителями, воспитателями.

            С целью социально- трудовой адаптации и социализации учащихся в базисный учебный план школы внесены дополнения: наряду с общеобразовательными курсами учебный план содержит предметы школьного компонента: прикладная экономическая математика, основы экономических знаний, черчение; факультативные курсы по основам безопасности жизнедеятельности, основам компьютерной грамотности. Обучение проводится по авторским программам, которые решают общеразвивающие и практические задачи.

В основу организации образовательного процесса положен принцип: «необучаемых детей нет». Учебный процесс организован, исходя из способностей и возможностей каждого ребенка. Благодаря целенаправленной научно-методической работе нами достигнуто повышение  профессионального уровня педагогов, работающих с  детьми, имеющими тяжелые формы умственной отсталости.

Дети, не усваивающие адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья занимаются по индивидуальным или сниженным программам. Это даёт возможность повысить учебную мотивацию.

Для обеспечения качественного уровня учебно–воспитательного процесса в школе работают психолого–медико–педагогическая комиссия (ПМПк), на которой решаются вопросы:

  • выбора профиля трудового обучения, в зависимости от  соматического и психического состояния ребенка,
  • профилактики физических, интеллектуальных нагрузок, эмоциональных срывов,
  • вывода обучающихся  на индивидуальные или сниженные программы по предметам,
  • результативности обучения детей на дому

и психолого–медико–педагогический консилиум, объединяющие работу разных специалистов.

Проблемы здоровья, обучения и воспитания обучающихся обсуждаются специалистами не менее чем на пяти заседаниях консилиума за весь период обучения в школе. Комплексная диагностика детей, установление характера и структуры дефекта, понимание причин, которые обуславливают успехи и неудачи, дает возможность всем участникам педагогического процесса разработать адекватную программу психолого-медико-педагогического сопровождения каждого ребенка.

Действующая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка позволяет отследить динамику индивидуального развития ученика и своевременно оказать ему помощь.

Своеобразным посредником в освоении не только учебных предметов, но и в освоении воспитанниками новых способов взаимодействия друг с другом, со  взрослыми, с окружающим миром через практическую деятельность, являются коррекционные группы, работающие по разным направлениям.

Направление

Организация

Форма

Количество

объединений

Всего детей

1.Технические

 

 

Домашний парикмахер

Корр. гр.

6

28

Студия анимационных

фильмов «Оживляй-ка, поживей»

Корр.гр.

4

20

Компьютерные игры

Корр.гр.

10

97

Компьютерный контроль

Корр. гр.

6

30

2. Художественные

Театральная студия

Корр. гр.

1

9

Вокальные

группы

Корр.гр.

5

23

Фольклор

Корр.гр

9

45

Хор

Корр.гр.

13

68

3. Спортивные

Настольный теннис

Футбол

ОФП

Пионербол

Корр. гр.

8

85

Система дополнительного образования широко развита и активно функционирует,  школа- интернат имеет лицензию  на этот вид образовательной деятельности.

В образовательном учреждении  реализуется единая комплексная  воспитательная программа.

Школа- интернат работает по следующим направлениям:

 - нравственно-патриотическое воспитание учащихся,

 - спортивно-оздоровительная работа,

 - правовое воспитание и предупреждение правонарушений,

 - культурно-массовая работа,

 - работа с семьёй и профилактика безнадзорности,

 - индивидуальная работа с учащимися.   

       Ежегодно в школе проводятся массовые общешкольные и классные мероприятия по следующим направлениям:        

Направления

мероприятия

1. нравственно-патриотическое

воспитание

- урок России;

- беседы, викторины, конкурсы по истории Ярославля, краеведческие вечера,

- экскурсии в музеи Ярославской области, города Ярославля,

- беседы о подвигах бойцов в годы ВОВ и в мирное время, встречи ветеранами ВОВ,

- уроки мужества.

2.спортивно-оздоровительная работа

- спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры,

- общешкольные дни здоровья;

- утренняя зарядка для детей, проживающих в интернате;

- дневной сон для учащихся 1-х классов,

- беседы о режиме дня, о здоровом образе жизни и вредных привычках, о занятиях спортом;

- школьные, городские и областные соревнования по 7 видам спорта;

-беседы, организуемые медицинскими работниками, о профилактике заболеваний, о личной гигиене.

3. охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности

- месячник безопасности детей (сентябрь),

- неделя безопасности дорожного движения (май),

- беседы, викторины, конкурсы по правилам дорожного движения,

- встречи с инспекторами ГАИ, ПДН,

- практические занятия по циклу ПДД,

- обсуждение возможных схем-действий в экстремальных ситуациях,

4. правовое воспитание и предупреждение правонарушений

- изучение основ законодательств РФ, законов и локальных актов,

- неделя правовых знаний,

- просветительская работа с родителями,

-взаимодействие с отделом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекцией при УВД,

- беседы, викторины, конкурсы по правилам поведения,

5. культурно-массовая работа

- День Знаний (сентябрь);

- общешкольный конкурс «Поделки из овощей и фруктов»,

- праздник «Посвящение в первоклассники»,

- праздничный концерт ко Дню Учителя (октябрь);

- общешкольный конкурс «В гостях у сказки»,

- Новогодняя елка, огоньки (декабрь);

- Дни именинника (1 раз в четверть);

- общешкольный смотр строя и песни ко Дню защитника отечества,

- масленичные гулянья (март);

- концерт к 8 марта;

- неделя детской книги (апрель);

- конкурсы стенгазет к знаменательным датам, тематических рисунков,

- праздник Победы, встреча с ветеранами (май);

- праздник последнего звонка (май);

- весенний, осенний трудовой десант (сентябрь, апрель)

- выходы в ТЮЗ, кукольный театр, цирк, кинотеатры, библиотеки, центры дополнительного образования;

6. Работа с семьёй и профилактика безнадзорности

- общешкольные родительские собрания,

- родительский всеобуч,

- индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания,

- взаимодействие родителей с узкими специалистами (логопедами, психологом, психиатром),

- анкетирование родителей по вопросам воспитания детей и их успешного обучения

7. Индивидуальная работа с учащимися

- занятия в коррекционных группах,

- индивидуальные занятия со специалистами,

- профилактические беседы

Общешкольные мероприятия  и выходы учащихся в другие организации способствуют более успешной социализации подростков в обществе.

          Психологическая служба – представлена педагогом – психологом. Основными направлениями деятельности являются:

  • психологическое сопровождение учебной деятельности;
  • психологическое сопровождение ввнеурочной деятельности, развития личности воспитанников, их социализации;
  • психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения, оказание психологической помощи обучающимся (воспитанникам);
  • психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • психологическое сопровождение профессионального самоопределения.

          Логопедическая служба – представлена учителями – логопедами. Основными направлениями деятельности являются:

  • логопедическое обследование ребенка, постановка  логопедического диагноза.
  • комплектование групп и отбор  детей для индивидуальных и групповых занятий.
  • составление индивидуальных  программ сопровождения  на каждого ребенка – логопата.
  • реализация логопедических программ.
  • разработка рекомендаций для учителей–предметников, родителей по работе с детьми логопатами,  дисграфиками.

 Социально- трудовая служба представлена заместителем директора по УР, учителями трудового обучения.

Трудовая деятельность является основой социализации и интеграции для детей с ОВЗ. Начинается с момента прихода ребенка в школу. Количество учебных часов, согласно учебному плану, увеличивается от ступени к ступени. С 5 класса осуществляется профессионально – трудовое обучение в учебно-производственных мастерских по направлениям: швейное дело, столярное дело, обувное дело, трикотажное дело, цветоводство и декоративное садоводство. Предусмотрена ежегодная производственная практика. Обучающимся с тяжелыми множественными нарушениями развития обучаются переплетно – картонажному делу, швейному делу, росписи по дереву, обслуживающему труду.

Решение по каждому воспитаннику о выборе профиля принимается на школьной ПМПк с учетом медицинских противопоказаний, индивидуальных психологических особенностей, наблюдений учителей трудового обучения, пожеланий родителей и ребенка.

По окончанию 9 класса учащиеся сдают экзамен по профессионально- трудовому обучению, а наиболее успешные  ученики решением экзаменационной комиссии могут быть допущены  к  сдаче квалификационного экзамена.

После 9 класса учащиеся получают свидетельство об окончании школы установленного образца и могут  продолжить обучение в 10-11 классах, повышая квалификацию по выбранной профессии или выбрать другую. Профессиональная подготовка в 10-11 классах проводится по авторским программам, разработанным на основе стандартов по профессиям.

            Обучение в 11 классе завершается производственной практикой, квалификационным экзаменом с присвоением разряда по профессии и выдачей удостоверения установленного образца об уровне квалификации. При необходимости школа оказывает выпускникам помощь в трудоустройстве.

            В школе активно проводится профориентационная работа с обучающимися.  С этой целью организуются экскурсии на предприятия,  классные часы, клубные часы, направленные на расширение знаний о профессиях, доступных для наших воспитанников, беседы учителей профессионально- трудового обучения, мероприятя в рамках Недели труда, встречи с представителями  разных профессий, а также встречи с  выпускниками школы.

         С целью развития интереса к профессиям, вовлечения учащихся в производительный труд, подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности наши дети ежегодно активно и успешно участвуют в областных профессиональных конкурсах «Юный столяр», «Юная швея».

         Школа сотрудничает с учреждениями профессионального образования (ПУ №14, ПУ №26, Пу№12, ПУ№ 24), с предприятиями города (ООО «Фабрика Североход», ООО «Комфорт», ООО «Русьмебель») по вопросам организации производственной практики, повышения профессионального уровня обучающихся, дальнейшего трудоустройства.

В целях социализации и реабилитации воспитанников в школе – интернате действует социальная служба, которую возглавляет заместитель директора по ВР. В ее состав входят социальный педагог, общественный инспектор по опеке, классные руководители, воспитатели. Социальная служба контролирует охрану прав детей и своевременно принимает меры к их защите.

В последнее время наблюдается приток в учреждение детей, имеющих поведенческие нарушения, зачастую, ярко выраженные.  Под особым контролем педагогов и администрации школы находятся дети, состоящие на внутришкольном учёте,  состоящие  на учёте в КДН и ЗП,  проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном положении.  

            Классные и общешкольные мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, развитию активности, самостоятельности, организаторских способностей обучающихся.  

    Тематические мероприятия, проводимые к праздничным и знаменательным дням, способствуют  развитию у учащихся толерантности, воспитанию чувства ответственности, правильной гражданской позиции, восприятию других культур, способности ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
           С обучающимися, совершающими противоправные поступки, ведётся постоянная разъяснительная работа.  В школе работает Совет профилактики правонарушений,  который выявляет   нарушителей, обсуждает план работы с каждым из них, оказывает психологическую и медицинскую помощь.

    Коррекция поведения «трудных»  обучающихся, склонных к правонарушениям, осуществляется путём вовлечения их в общешкольные и классные творческие дела, систему дополнительного образования.

   Развитию творческих способностей детей способствует участие в российских,  областных, городских фестивалях детского творчества, конкурсах рисунков, выставках детского технического и прикладного творчества.

С целью развития речи учащихся, расширению художественного кругозора, развитию и углублению интересов в школе работает анимационная студия «Оживляй-ка, поживей» по созданию анимационных фильмов. Эта деятельность пробуждает у детей интерес к совместному творчеству, раскрепощает и эмоционально обогащает, помогает поверить в свои силы.

Наши воспитанники ежегодно участвуют в областной спартакиаде для учащихся СКОУ по разным видам спорта: легкой атлетике, бадминтону, пионерболу, настольному теннису, по лыжным гонкам, по русским шашкам.

Социальная служба школы тесно взаимодействует с правоохранительными органами, общественными и негосударственными организациями и объединениями, поддерживает связь с органами опеки и попечительства г. Ярославля, с органами социальной защиты, с отделом молодежи по вопросам трудоустройства подростков в летний период.

В течение всего времени нахождения ребенка в школе социальная служба сотрудничает с родителями (законными представителями), оказывает практическую помощь в решении различных социальных проблем, социальную поддержку обучающимся: воспитанники обеспечиваются одеждой, бесплатным питанием, учебниками, обучающиеся на дому получают ежемесячный продуктовый паек, организуется летний отдых в городских лагерях. Социальный педагог оказывает подросткам  помощь в трудоустройстве  в летний период.

Медицинская служба

Медицинское обеспечение в школе-интернате осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией отвечают за охрану здоровья обучающихся и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и питания.

  Виды работ (услуг) по медицинскому обеспечению, выполняемых бюджетным учреждением:

  • осуществление доврачебной медицинской помощи по:

а) медицинскому массажу

б) сестринскому делу в педиатрии

в) физиотерапии

  • осуществление первичной медико-санитарной помощи по педиатрии
  • осуществление медицинской помощи по психиатрии.

Медицинские кабинеты  оснащены всем необходимым оборудованием.

Медицинский персонал осуществляет мониторинг состояния здоровья учащихся, включающий в себя следующие параметры: динамические показатели острой и хронической заболеваемости, травматизма, количество пропущенных учебных дней по болезни, индекса физического здоровья.  На основании медицинского мониторинга разрабатываются рекомендации по  оздоровлению обучающихся:  по рациональному режиму дня, объему двигательной активности, занятиям в разных группах по физической культуре, рациональному питанию, оздоровительным процедурам (ЛФК), медикаментозной терапии, психологической разгрузке, витаминотерапии, иммуностимуляции с целью профилактики гриппа, профилактическим прививкам в соответствии с Национальным календарем прививок.

Особое место уделяется реабилитации детей-инвалидов, численность которых ежегодно растет.

Школа имеет договор с детской поликлиникой № 3 ОДКБ на оказание медицинских услуг:

  • регулярно, 2 раза в год, проводятся углублённые медицинские осмотры воспитанников школы с привлечением узких специалистов;
  • в рамках диспансеризации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводится диспансеризация детей до 18 лет с привлечением узких специалистов,  а также лабораторное обследование, УЗИ внутренних органов, ЭКГ, УЗИ сердца;
  • согласно договору  наши воспитанники получают консультации врачей- специалистов (гастроэнтеролог 1 раз в год, дерматолог 1 раз в год и т.д.).

 

6. Методическая работа

Повышение уровня квалификации и уровня профессионализма педагогов в школе проходит по ряду направлений:

- ежегодный семинар «Введение в специальность» для молодых специалистов, вновь прибывших педагогов;

- работа в методических объединениях школы: учителей начальных классов, общеобразовательного цикла, трудового обучения, воспитателей;

- работа педагогов над индивидуальной методической темой в рамках единой методической темы школы;

- участие в работе методических и педагогических советов;

- участие в семинарах разного уровня, проводимых на базе школы;

- работа в психолого – медико – педагогических консилиумах, школьной психолого – медико педагогической комиссии;

- система открытых уроков  и занятий для коллег школы;

- прохождение аттестации;

- прохождение курсов повышения квалификации.

       Длительное и плодотворное сотрудничество нашей школы и дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, высокий творческий потенциал педагогов способствуют успешному функционированию филиала кафедры олигофренопедагогики ЯГПУ на базе школы. Здесь ежегодно студенты факультета проходят производственную практику, а по окончании обучения в университете часть молодых специалистов приходят работать в ОУ.

      Большое внимание школой уделяется сохранению физического и духовно- нравственного здоровья учащихся,  подбору методик обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. С этой целью проводится работа педагогического коллектива по направлениям: «Психолого – медико – педагогическое сопровождение воспитанников», «Использование информационных технологий в обучении детей с ОВЗ», «Здоровьесберегающее образование», «Реализация элементов системно- деятельностного подхода в обучении детей с ОВЗ», «Помощь детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями и их семьям».

Школа работает в инновационном режиме, на ее базе в:

2010 г. – открыта муниципальная базовая площадка «Использование анимационных технологий в работе с детьми с ОВЗ»,

2011 г. -  муниципальная базовая площадка «Использование анимационных технологий при создании обучающих фильмов»;

2012 г. – организационно – методический центр. Школа получила право на распространение опыта работы по созданию анимационных фильмов.

       Педагогический коллектив ежегодно пропагандирует опыт своей работы, участвуя в фестивале педагогических идей «Открой себя», международной научно – практической конференции «Чтения К.Д.Ушинского», в семинарах разного уровня от городских до областных по вопросам психолого – педагогического, медико-социального сопровождения воспитанников, использования анимационных технологий в учебно-воспитательном процессе, организации логопедической работы в школе, организации педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, создания доступной среды в учреждении

  • Режим работы школы- интерната.

Обучение осуществляется в одну смену по 6-дневной неделе. Первый класс обучается по 5-дневной неделе.  Все воспитанники, за исключением обучающихся на дому, и имеющих рекомендации  врача-психиатра по созданию облегченного режима, посещают группы продленного дня.   Для первоклассников предусмотрен дневной сон. Воспитанники получают двух – и пяти разовое бесплатное питание, в зависимости от факта проживания в интернате в соответствии с примерным двухнедельным меню. Детей, обучающихся на дому, школа ежемесячно обеспечивает продуктовыми пайками из расчета 2/3 денежной нормы.

Режим дня каждого класса-группы согласовывается с медицинскими работниками школы-интерната. 69% воспитанников ежедневно в 17-30 уходят домой,  дети из отдаленных районов города, многодетных и малообеспеченных семей проживают в интернате с понедельника по субботу. В течение дня проводятся занятия по оздоровлению учащихся, по развитию их трудовых навыков, творческих способностей.

 

  1.  Кадровые ресурсы ОУ.

Кадровый состав школы-интерната: 99 человек, в том числе 5 совместителей.

Педагогический коллектив учреждения – 60 человек (женщин – 55, мужчин – 5).

  – награждены государственными наградами – 2;

- имеют звание «Заслуженного учителя РФ» – 4,

- награждены  знаком «Отличник народного просвещения» – 5,

- нагрудным знаком «Почетный работник общего образования» – 3,

- Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 6,

- Почетной грамотой мэрии города -  7,

- Почетной грамотой Губернатора Ярославской области – 1,

- Почетной грамотой департамента образования Ярославской области – 24,

- Почетной грамотой управления образования мэрии города Ярославля – 22.

Структура педагогического коллектива по должностям

Должность

Кол-во (чел.)

% от общей численности

Учитель

34

56,6

Учитель-логопед

3

5

Педагог-психолог

1

1,7

Старший воспитатель

1

1,7

Воспитатель

17

28,3

Социальный педагог

1

1,7

Педагог  дополнительного образования

3

5

ИТОГО

60

100

 
  • Наличие  специалистов:

     Среди педагогов -14 человек имеют специальное дефектологическое образование.      Обучаются по специальности  3 педагога.

Повышение квалификации в педагогическом коллективе

2011г.

2012г.

2013г.

5 чел.

3 чел.

35 чел.

ИТОГО   -  43  чел

 

8. Материально-технические ресурсы ОУ

            Учебно-материальная база, соответствует требованиям СанПиН.

Учебные кабинеты – 19

Помещения для выполнения гигиенических

процедур -5

Компьютерный класс – 1

Столярные мастерские – 3

Столовая – 1

Обувная мастерская – 1

Пищеблок  – 1

Учебная парикмахерская – 1

Спортивный зал – 1

Швейные мастерские – 2

Тренажерный зал – 1

Вязальная мастерская – 1

Футбольное поле – 1

Мастерская росписи по дереву – 1

Баскетбольная площадка – 1

Кабинет педагога-психолога – 1

Медицинский блок:

  • кабинет врача-педиатра – 1
  • изолятор на 2 койки – 1
  • кабинет врача-психиатра -1
  • кабинет физиотерапевтический – 1
  • кабинет массажа – 1
  • кабинет ЛФК  – 1

Кабинет социального педагога – 1

Кабинет учителя-логопеда – 2

Библиотека – 1

Читальный зал – 1

Кабинет социально-бытовой ориентировки с учебной кухней – 1

Спальни – 6

- сенсорная комната, оснащенная

  специальным оборудованием

  для коррекционно-развивающей работы

Игровые комнаты – 2

           

Созданы все необходимые условия для обеспечения безопасности образовательного процесса.

  • Партнеры, спонсоры учреждения:
  • ООО «Адалин ЭКСО» директор Афанасьева Наталья Николаевна
  • ООО «Россити» директор Розов Сергей Викторович
  • ООО Компания «Магистраль» директор Козлов Александр Львович
  • ООО «Волга и Ко» директор Аглова Марина Юрьевна
  • ООО «БИгам»  директор Бисерова Галина Григорьевна
  • ООО НПО ЛИКОМ  директор Крейцберг Георгий Николаевич
  • ПО «Химтэк»  директор Маслов Олег Борисович
  • Кафе-кондитерская «ФрекенБокен»
  • ЗАО «Ярославский завод вентиляционных изделий» директор Козлов Михаил Викторович 
  • ЗАО "Норский керамический завод"  ген. директор Марченко Юрий Иванович
  • РО ХВЕП "Церковь божья"  старший пастор Дириенко Андрей Александрович
 

ГОУ ЯО специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8  успешно осуществляет свою миссию школы, работает в режиме развития.

3.  Анализ образовательной ситуации в учреждении и внешней среды

Согласно статистическим данным, содержащимся в исследованиях, посвященных проблеме здоровья подрастающего поколения, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеют стертые нарушения развития.  Из 35,9 миллионов детей, проживающих в России, 4,5%, т.е. 1,6 миллионов, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. 

Рост численности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, комплексными нарушениями – одна из тенденций современного общества. Демократические перемены, начавшиеся в России в 1990-е годы, обоснованное желание родителей реализовать конституционное право своих детей  на образование способствовали их включению в систему специального образования. Ранее необучаемые дети признаны обучаемыми.   Федеральный Закон РФ «Об образовании» гарантирует «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». В Законе говорится о том, что «государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

Констатируя тот факт, что вместе с детьми, имеющими легкую умственную отсталость за парту сели «особые» дети, понимаем необходимость создания специальных условий их обучения и воспитания. Одной же из главных задач, поставленных перед педагогическим коллективом на сегодняшний день, стала задача обеспечения возможности каждому ребенку, как с умеренной, так и тяжелой умственной отсталостью, достичь в процессе обучения адекватного уровня физического, психического и социального развития.

Одно из направлений образовательной политики государства – поддержка и развитие функционирующей государственной системы специального образования за счёт введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования. Приоритетным направлением в развитии специального образования  остается комплексное (клиническое, нейрофизиологическое, педагогическое) изучение детей со сложными нарушениями, определение содержания, методов, организационных форм их обучения, составление индивидуализированных комплексных программ реабилитации на основе полученных диагностических данных о специфике нарушения. Специальным (коррекционным) школам в современных условиях отводится роль центров специализированной помощи в реализации особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями по причине того, что:

во-первых, наработан уникальный многолетний педагогический опыт обучения и воспитания детей разных категорий с особыми образовательными потребностями;

во-вторых, имеется методическая, дидактическая и технологическая оснащенность, специальным образом организованная коррекционно-развивающая среда;

в-третьих, наличие специалистов – олигофренопедагогов, логопедов, психологов.

Сегодня специальная коррекционная школа может стать открытой, общедоступной образовательной структурой, обеспечивающей различные образовательные потребности разных групп населения. Мы признаем необходимость перемен, заключающихся в расширении возможностей каждого ребенка, оказании поддержки и помощи, поэтому педагогический коллектив нацелен на поиск новых путей в развитии образовательного учреждения.

С чем мы выходим на разработку новой программы развития? Прежде всего,  с базовыми результатами.

В ежегодных публичных отчетах содержится информация об образовательных результатах. За многие годы накоплен опыт работы с учащимися, имеющими лёгкую умственную отсталость, а также сложные нарушения развития, в структуре которых, помимо интеллектуальной недостаточности, отмечаются выраженные эмоционально-волевые расстройства. В школе работают педагоги, имеющие специальную подготовку и (или) опыт работы с детьми данной категории, в том числе  имеющие высшую и первую квалификационные категории (65%).

Создана и обновляется материально-техническая база для реализации программ общеобразовательных предметов, коррекционно-развивающих курсов, трудового  и профессионально-трудового обучения, медицинского обслуживания, для проживания и воспитания учащихся.

Авторский проект «Школа-центр социально-трудовой адаптации и реабилитации» внедрен и успешно функционирует. Обучаясь в 10-11 производственных классах, воспитанники получают профессиональную подготовку. Мы знаем, как работать с этой категорией детей. Наша дальнейшая задача – оптимизация отношений с социальными партнерами в вопросах организации производственной практики и трудоустройства выпускников.

Однако изменился состав учащихся. С 2003 по 2013 годы численность детей с диагнозом умеренная умственная отсталость в учреждении увеличилась с 8% до 32%. В 2009 году мы впервые «познакомились» с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость.

Первый выпуск  таких детей состоялся  в 2011 году. Из 8 выпускников продолжили обучение в профессиональных училищах города  7 чел. (87,5%). Мы приобрели положительный опыт, и постепенно пришло понимание того, что для оказания более качественной помощи детям, а также их родителям необходимо выстроить систему мер, обеспечивающую профессиональный рост педагогов.

В 2011-2012 учебном году о безоговорочном принятии детей с умеренной умственной отсталостью сообщили 49%  учителей и воспитателей, о полном удовлетворении от процесса работы с «особыми» детьми 19%, частичном – 56% педагогов. Однако 80% отдавали предпочтение работе с детьми, имеющими легкую умственную отсталость, и лишь 20% – с детьми, имеющими тяжелые умственные нарушения. На отсутствие  опыта работы  «жаловались» 22% учителей и воспитателей, на недостаточную помощь со стороны администрации по поиску внешних источников для профессионального роста указали 23% педагогов. Среди причин, обуславливающих нежелание или неумение работать с данной категорией детей, назвали: недостаток знаний о физиологических особенностях – 22%, психологических – 34%, психиатрических – 56%  членов педагогического коллектива.

Стала очевидной потребность в методической работе, направленной на углубление знаний об «особых» детях, их возможностях и основных подходах к ним в процессе образования.

С начала 2012 года работа педколлектива над единой методической темой: «Использование элементов системно – деятельностного подхода в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость» стала рассматриваться, как приоритетное направление в деятельности учреждения. Обнаружилось естественное желание педагогов «погрузиться» в проблему.

Чтобы удовлетворить потребности педагогов в познании детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, были использованы внутренние и внешние ресурсы. Коллектив получил возможность прослушать лекционные курсы по проблемам: «Физиологические особенности детей и подростков с диагнозами  F-71, F-72», «Психологические особенности детей и подростков с диагнозами  F-71, F-72», «Поведенческие особенности «особых» детей», «Вопросы обучения и воспитания детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями».

Работа, начатая централизованно, нашла отражение в деятельности методических объединений педагогов разных специальностей (учителей начальных классов, учителей – предметников, учителей профессионально-трудового обучения, воспитателей). Акценты в индивидуальных  методических темах были расставлены именно на проблемах, которые связаны с  обучением и воспитанием детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, их взаимодействием со сверстниками, имеющими легкие интеллектуальные нарушения.

В учреждении создана школа передового опыта, куда вошли педагоги, имеющие апробированные и экспертно высоко оцененные разработки  по вопросам образования «особых» детей.

На сегодняшний день в учреждении обучается 67 детей с диагнозом умственная отсталость умеренная, 3 ребенка – с диагнозом умственная отсталость тяжелая при общей численности воспитанников школы-интерната – 206 человек. Обучение «особых» детей осуществляется как в шести специализированных классах, так и интегрировано, в классах, где большинство – дети, имеющие легкую умственную отсталость.

Учебный процесс регламентируется учебным планом, разработанным на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант).

Содержание образования направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений о себе;
  • формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
  • формирование доступных представлений об окружающем мире;
  • формирование коммуникативных умений;
  • обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
  • обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность, в соответствии с психофизическими возможностями детей.

В вопросах обучения детей с тяжелой умственной отсталостью  на сегодняшний день возникают сложности организационного характера, которые  необходимо решать.

Положительным моментом является то, что педагоги имеют опыт разработки адаптированных программ для учащихся с умеренной умственной отсталостью и сложными нарушениями, осваивают новые методические приёмы, современные подходы к коррекционно-развивающей работе, творчески усваивают опыт специалистов в области специального образования, работают над индивидуальными методическими темами. Педагоги нацелены на накопление и обобщение опыта коррекционно-развивающей, воспитательной, учебной работы, деятельности по социально-педагогическому, медицинскому и психологическому сопровождению учащихся, воспитанников.

Можно говорить о том, что в школе накоплен опыт инновационной, экспериментальной, научно-методической работы, а это  является основой для разработки содержания и методов предполагаемых изменений в работе образовательного учреждения. Школа имеет достаточной ресурсный потенциал для улучшения деятельности и дальнейшего развития.

 

4.  Миссия школы.  Модели выпускника.

 

Миссия школы:

  1. социальная и профессиональная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы социальной интеграции воспитанников в современное общество;
  2. успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем мире.

Модель выпускника 9 класса (диагноз умственная отсталость легкая):

 

  • Владеет основными знаниями по общеобразовательным предметам, имеющими практическую направленность, умеет применять приобретенные знания в простых жизненных ситуациях.   Научен   приемам самообразования (умеет учиться). Способен осуществлять самооценку и самоконтроль.
  • Ведет здоровый образ жизни. Соблюдает нормы и правила культурного поведения, умеет анализировать свои и чужие поступки. Владеет навыками самообслуживания и ведения  домашнего хозяйства.
  • Имеет достаточный уровень развития познавательных способностей. Умеет бесконфликтно общаться в различных ситуациях, противостоять негативному влиянию.  Способен  к осознанному профессиональному выбору.
  • Физическое развитие соответствует возрасту.
  • Владеет профессией на уровне 2-3 рабочего разряда.
  • Подготовлен   к самостоятельной жизни в обществе и работе в условиях современного общества, с учетом интересов, возможностей и состояния здоровья.

Модель выпускника 9 класса

(дети с тяжелыми множественными нарушениями развития):

 

  • Владеет основными знаниями по общеобразовательным предметам, имеющими практическую направленность, умеет применять знания в простых жизненных ситуациях.  Способен осуществлять самоконтроль.
  • Ведет здоровый образ жизни. Соблюдает нормы и правила культурного поведения. Владеет навыками самообслуживания и ведения  домашнего хозяйства.
  • Имеет достаточный уровень развития познавательных способностей. Умеет с помощью взрослых  противостоять негативному влиянию.
  • Физическое развитие соответствует возрасту.
  • Владеет основами изучаемой   профессии.
  • Подготовлен  к  жизни в семье, частично в обществе и работе в специально созданных условиях, с учетом интересов, возможностей и состояния здоровья.

Модель выпускника 11 класса

(диагноз умственная отсталость легкая):

 

  • Владеет практическими, социально значимыми  знаниями образовательных предметов,  умеет применять их для решения жизненных задач.  Научен  приемам самообразования (умеет учиться).
  • Соблюдает морально-этические нормы и правила, владеет навыками межличностного общения.
  • Физически и нравственно здоров.
  • Профессионально ориентирован, имеет квалификационный разряд (на уровне 3-4) по изучаемой профессии.
  • Подготовлен  к работе в условиях промышленного производства, в случае необходимости – на дому.
  • Социально адаптирован.

6. План действий по реализации программы развития

Действия

Сроки

Стоимость

Результат

Ответственный

  1.  

Прохождение курсов. Повышение уровня образованности педагогов и воспитателей.

 план по курсам

ежегодно

 

Профессиональный рост учителей и воспитателей

Администрация школы, члены педагогического коллектива

  1.  

Организация лекций, семинаров для молодых специалистов, педагогов, начинающих трудовую деятельность в учреждении (в рамках семинаров «Введение в специальность», с целью   получения специальных знаний о детях с тяжелой, сочетанной патологией.

ежегодно

 

Повышение информированности в вопросах дефектологии

Администрация школы,

узкие специалисты.

  1.  

Аттестация и защита педагогов на квалификационные категории

ежегодно

 

Защита имеющейся или повышение категорий. Повышение профессионального мастерства.

Администрация школы, члены педагогического коллектива

  1.  

Получение высшего дефектологического образования.

График сессий (2014 г.)

 

Высшее дефектологическое образование.

Аладьева И.В., Денисова Е.Г., Царик Г.Н.

  1.  

Обучение специалиста по адаптивной физкультуре

2014 год

 

Повышение качества педагогической деятельности

Администрация школы.

  1.  

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

1 раз в три года

 

Профессиональный рост учителей и воспитателей

Администрация школы, члены педагогического  коллектива

  1.  

Участие в инновационной деятельности по обучению детей  с тяжелыми множественными нарушениями развития.

С сентября 2014 года

 

Повышение качества педагогической деятельности. Обобщение опыта работы по внедрению инноваций.

Администрация школы, узкие специалисты. Учителя, воспитатели

  1.  

Накопление опыта по работе психолого – медико – педагогического сопровождения учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Мониторинг результативности работы с данной категорией детей.

Ежегодно до 2016года

 

Повышение компетенций у участников образовательного процесса по вопросам сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Администрация школы, узкие специалисты, учителя, воспитатели

  1.  

Обобщение опыта по работе психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся и по результативности работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития.

2017 -2018 од

   

Администрация школы, узкие специалисты.

  1.  

Сотрудничество с ЯГПУ им КД Ушинского в режиме базовой площадки по прохождению педагогической практики студентов дефектологического факультета.

План прохождения практики студентами.

Ежегодно

 

Обеспечение школы профессиональными кадрами из числа выпускников ВУЗа

Заместитель директора по УР, учителя – методисты

  1.  

Работа над общешкольной методической темой  по вопросам внедрения в учебный процесс элементов системно – деятельностного  подхода.

Январь 2013 г. – 2015 год. План работы по методической теме

 

Внедрение данного метода в практику. Разработки уроков с использованием элементов системно-деятельностного подхода. Методическая разработка или пособие.

Администрация школы, руководители МО, члены педагогического коллектива

  1.  

Организация и проведение  интегрированных уроков

планы работы МО

Ежегодно

 

Расширение  межпредметных связей.

Заместитель директора по УР,

руководители МО.

  1.  

 

Проведение открытых уроков с использованием современных технологий

планы работы МО.

Ежегодно

 

Приобретение педагогами необходимых компетенций для использования современных технологий

Руководители МО, учителя.

  1.  

Разработка единых адаптированных рабочих программ для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (начальная школа).

2015 год

 

Реализация  единых адаптированных рабочих программ

Руководители МО, учителя

  1.  

Разработка единых адаптированных рабочих программ для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (среднее звено).

2019 год

 

Реализация  единых адаптированных рабочих программ

Руководители МО, учителя

  1.  

Решение вопроса о целесообразности обучения  уч-ся с тяжелыми множественными нарушениями развития в 10 классе и выборе профиля по трудовому обучению по итогам эксперимента.

Май 2014г.

 

Внесение корректировок в учебный план.

Администрация, узкие специалисты, учителя, работающие в  10 «и» классе.

  1.  

Определение формы проведения итоговой аттестации по трудовому обучению в классах для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.  

 Март 2015 г.

 

Положение о форме проведения итоговой аттестации по трудовому обучению для учащихся тяжелыми множественными нарушениями развития.

Заместитель директора по УР, педагог-психолог, учителя трудового обучения.

  1.  

Утверждение Положения о форме проведения итоговой аттестации по трудовому обучению для учащихся тяжелыми множественными нарушениями развития на педагогическом совете

Апрель 2015 г.

   

Директор школы

  1.  

Открытие класса для детей со сложной структурой дефекта (5 класс).

Сентябрь 2014 г.

 

Создание и реализация индивидуальных развивающих программ для детей со сложной структурой дефекта.

Администрация школы,

учителя, воспитатели, педагог-психолог, врач-педиатр.

  1.  

Подготовка специалиста и открытие нового направления трудового обучения – гончарное дело.

Сентябрь 2014 г.

 

Расширение спектра предоставляемых школой услуг.

Директор школы

  1.  

Введению платных дополнительных образовательных услуг.

2018 г.

 

Расширение спектра предоставляемых школой услуг.

Администрация школы, главный бухгалтер, экономист

  1.  

Изучение и внедрение в работу Специальных федеральных государственных стандартов.

С момента их утверждения

 

Работа по новым стандартам. (корректировка имеющихся программ, создание новых дидактических комплексов в соответствии с новыми требованиями)

Администрация школы, учителя, воспитатели.

  1.  

Расширение связей с производством и постинтернатное сопровождение выпускников в течение трех лет после окончания школы-интерната.

ежегодно

 

Более успешная социализация  и трудоустройство учащихся

Учителя трудового обучения, классные руководители, социальный педагог.

  1.  

Удовлетворение потребностей учреждения  в специалистах (психиатр, массажист, специалист по адаптивной физкультуре). Подбор кадров.

Апрель-сентябрь 2014 года

 

Расширение спектра предоставляемых школой услуг.

Директор школы.

  1.  

Развитие спортивного направления.

Сентябрь 2014 года

 

Сформированность установок на здоровый образ жизни у учащихся.

Заместитель директора по ВР, Педагоги дополнительного образования

  1.  

Продолжение сотрудничества с учреждениями дополнительного образования «Витязь», «Россияне», с библиотеками Дзержинского района.

ежегодно

 

Рост личностного развития учащихся

Классные руководители, воспитатели

  1.  

Организация Совета старшеклассников

Сентябрь 2016 года

 

Предупреждение и коррекция девиантного поведения

Уланова Т.Г., воспитатель.

  1.  

Разработка программы по созданию школьного музея.

Апрель-май 2014 года

 

Программа

Коркина Е.С., учитель истории.

  1.  

Создание школьного музея с целью изучения  традиций  «малой родины»

2014 -2015 год

 

Школьный музей. Повышение уровня мотивации обучающихся  к изучению истории родного края

Коркина Е.С., педагогический коллектив. 

  1.  

Озеленение пришкольной территории. Разработка проекта по озеленению территории школы. Приобретение и установка теплицы.

Май 2014г.-

сентябрь 2014

25000

Проект по озеленению территории школы.  Повышение качества проводимых уроков по предмету «Декоративное растениеводство» Приобретение возможности выращивания  декоративной рассады

Грудинина С.А., учитель,

заместитель директора по АХЧ

  1.  

Проведение смотров учебных кабинетов, оценка работы классных руководителей по разработанным критериям. 

ежегодно

 

Повышение  мотивации педагогов на творческую работу. Индивидуальный подход в оплате за классное руководство и заведывание кабинетом.

Заместители директора по УР, заместитель директора по ВР, руководители М.О.

  1.  

Активизация работы с родителями. Организация родительского всеобуча.

Создание Управляющего совета школы.

2014 г.-2015 г.

2015 г.

 

Повышение  у родителей информированности в области олигофренопедагогики.

Управленческий совет.

Заместитель директора по ВР, педагог-психолог,

классные руководители, воспитатели.

Директор школы.

  1.  

Организация  Дней открытых дверей для родителей, общественности.

ежегодно

 

Повышения имиджа школы

Администрация школы, члены педагогического коллектива

  1.  

Приобретение научной и методической литературы, произведений для уроков внеклассного чтения.

Создание электронного каталога имеющейся литературы. Создание электронной библиотеки.

Ежегодно

2014 г.

 

Развитие библиотечного фонда. Электронный  каталог. Электронная библиотека.

Заместитель директора по УР,

заведующая библиотекой, участники образовательного процесса

  1.  

Создание на базе библиотеки медиатеки, оснащенной новым компьютером, сканером и принтером

2014-2015 год

 

Медиатека

Заведующая библиотекой, системный администратор

  1.  

Разработка программы информатизации школы. Обеспечение доступа к интернету в учебном корпусе, создание локальной сети.

Сентябрь 2014

 

Программа информатизации школы. Наличие локальной сети в учебном корпусе.

Директор школы, системный администратор.

  1.  

Приобретение учебного оборудования, ТСО, наглядных пособий, спортивного инвентаря.

ежегодно

 

Повышение качества проводимых уроков и внеклассных мероприятий.

Администрация, учителя, воспитатели.

  1.  

Приобретение гимнастического уголка для занятий ЛФК.

2016 г.

 

Повышение качества проводимых занятий ЛФК

Заместитель директора по АХЧ, учителя физкультуры.

  

  1.  

Частичное переоборудование актового зала на учебном корпусе для проведения в нем уроков физкультуры в начальной школе

Июнь- август 2014 года

 

Повышение качества проводимых уроков физкультуры.

Заместитель директора по АХЧ, учителя физкультуры.

  1.  

Привлечение спонсоров к развитию материально-технической базы школы

ежегодно

 

Улучшение материально-технической базы.

Директор школы.

  1.  

Приобретение оборудования для трикотажной, обувной, столярных, швейных мастерских в соответствии с заявками педагогов.

ежегодно

 

Повышение качества проводимых уроков

Администрация школы, экономист, учителя трудового обучения

  1.  

Работа по благоустройству пришкольной территории:

-спиливание деревьев,

-разбивка цветников и клумб (приобретение семян, выращивание рассады),

-благоустройство волейбольной, футбольной, баскетбольной площадок,

-оборудование игровых  зон             (установка песочниц, скамеек, столиков) и поддерживание их в надлежащем состоянии.

Перенос хоккейного корта.

Март-апрель 2014 г.

Апрель-август 2015 г.

Июнь 2014

50 т

Участие в смотрах-конкурсах на лучшую пришкольную территорию

Заместитель директора по АХЧ,  Грудинина С.Н.,

учителя, воспитатели

Заместитель директора по АХЧ

Учителя трудового обучения.

  1.  

Замена старых окон на пластиковые.

Ежегодно

 

Улучшение условий труда

Заместитель директора по АХЧ

  1.  

Замена линолеума

 По мере необходимости

 

Улучшение условий труда

Заместитель директора по АХЧ

  1.  

 Оборудование гардеробного помещения в первом корпусе.

Июнь-август 2014

 

Улучшение условий труда

Заместитель директора по АХЧ

  1.  

Косметический ремонт школы

Согласно ежегодному плану ремонтных работ

 

Улучшение условий труда

Заместитель директора по АХЧ

Ожидаемые результаты

1 этап – январь-август 2014 года:

  • Разработана и утверждена программа развития ГОУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната № 8 на 2014-2019 год.
  • Расширен спектр   предоставляемых школой образовательных и медицинских услуг.
  • Открыто новое направление трудового обучения для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития – гончарное дело.
  • Открыт класс для детей со сложной структурой дефекта.
  • Разработана программа  по созданию школьного музея.
  • Разработана программа  по информатизации школы.
  • Разработан  проект по озеленению территории школы.
  • Приобретена и установлена теплица.
  • Создан электронный каталог литературы, имеющейся в школьной библиотеке.
  • Частично переоборудован актовый зал на учебном корпусе для проведения  уроков физкультуры.
  • Завершена выпиловка  аварийных деревьев  на территории первого и второго корпуса школы.
  • Перенесен на новое место хоккейный корт.
  • Оборудовано гардеробное помещение на первом корпусе.
  • Проведен косметический ремонт помещений  школы

2 этап – сентябрь 2014-2016  года:

  • Создан школьный музей.
  • Создана электронная библиотека.
  • Создана на базе библиотеки  медиатека, оснащенная сканером,  принтером, компьютером.
  • Благоустроены волейбольная, футбольная, баскетбольная площадки
  • Установлен интернет на учебном корпусе школы.
  • Приобретен гимнастический уголок для занятий ЛФК.
  • Организованы и проведены семинары  для получения педагогами специальных знаний о детях с тяжелыми, множественными нарушениями развития.
  • 3 педагога получили высшее дефектологическое образование.
  • Систематизирована серия уроков с использованием элементов системно – деятельностного  подхода, в рамках работы над методической темой школы. Выпущено  методическое пособие.
  • Разработаны единые адаптированные рабочие программы для  учащихся с тяжелыми  множественными нарушениями развития для 1-4 классов.
  • Разработано Положение о форме проведения итоговой аттестации по трудовому обучению для учащихся тяжелыми множественными нарушениями развития.
  • Увеличено количество спортивных секций.
  • Оборудованы игровые зоны на пришкольной территории.
  • Проведен косметический ремонт помещений школы.

3 этап – 2016-2017 учебный год:

  • Проведен промежуточный анализ результатов работы по основным направлениям программы.
  • Обобщен опыт работы по психолого-медико-педагогического сопровождению учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
  • Полная кадровая обеспеченность учреждения.
  • Проведен косметический ремонт помещений школы

 

4 этап – 2018-2019 учебный год:

  • Разработаны единые адаптированные рабочие программы для учащихся  с тяжелыми, множественными нарушениями развития 5-9 классов.
  • Внедрены в работу Специальные федеральные государственные стандарты.
  • Введены платные дополнительные образовательные услуги.
  • Растиражирован инновационный опыт.
  • Усовершенствована материально-техническая база, отвечает современным требованиям.
  • Подведены итоги и проанализированы  результаты  реализации Программы развития.
  • Разработана новая Программа развития.
Страница обновлена 28.05.2021